Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - мексика

Мексика

(Mйxico, Mйjico), Мексиканские Соединённые Штаты, государство в юго-западной части Северной Америки. В древности на территории Мексики развивался ряд художественных культур индейцев (ольмеков, тольтеков, сапотеков, майя, ацтеков), памятники которых поражают обилием и яркостью форм, сочетанием фольклорной фантастики с величественными религиозно-символическими образами. Сохранились многочисленные ансамбли и памятники архитектуры (руины г. Теотиуакан), в которых варьировались сходные типы построек и архитектурные принципы. Архитектура носила ярко выраженный символический характер, отличалась консервативностью типов и форм, преобладанием наружных масс над неразвитым внутренним пространством (ступенчатые пирамиды, увенчанные храмами, дворцы, "обсерватории" и др.). Широко использовались монументальные статуи, рельефы, сочетающие изобразительные мотивы с символико-орнаментными композициями. Многочисленны росписи майя. Высокого уровня достигли также искусство керамики, ткачество, ювелирное дело, изготовление изделий из перьев. После испанского завоевания (конец XVI в.) на месте индейских городов и святилищ создавались по единому прямоугольному плану новые города с главной площадью в центре и одинаковыми жилыми кварталами (Мехико, основан на месте г. Теночтитлан, разрушенного в 1521). Вне городов возводились укрепленные монастыри с дворами и открытыми капеллами (Актопан, Атотонилько-эль-Гранде оба XVI в.). Крепостной характер носили и ранние гражданские постройки, в архитектурных формах которых сочетались романско-готические черты и декоративные мотивы испанского ренессанса (дворец Эрнана Кортеса в Куэрнаваке, 1530-33, стиль платереско). Со второй половины XVI в. строились большие городские соборы (в Мехико, 1563-1667; в Мериде, 1563-99; в Пуэбле, 1555-1649), в архитектуре которых первоначально преобладали традиции испанского Возрождения, быстро сменившиеся стилем барокко, тяготевшим вначале к монументальным, массивным формам (собор в Морелии, 1640-1705), а в XVIII в. достигшим фантастической пышности ("ультрабарокко", сочетавшее наиболее вычурный декор, свойственный испанскому стилю "чурригереско", и народные декоративные традиции, внесённые индейскими мастерами). Среди памятников этого периода: ризница-церковь Саграрио Метрополитене (1749-68, архитектор Л. Родригес) и базилика в Гуадалупе-Идальго (1695-1709, архитектор П. де Аррьета) в Мехико; церкви в Тепоцотлане, Сан-Мигель-де-Альенде, Мехико; жилые дома в Пуэбле, Керетаро, Гуанахуато и др. В изобразительном искусстве этого периода наибольшее место заняли монументальные росписи и скульптура. Станковая живопись XVI начала XVII вв. представлена мастерами семейств Эчаве и Хуарес. В 1781 была основана Академия Сан-Карлос в Мехико. В XVIII в. развилось искусство портрета (М. Кабрера). На рубеже XVIII-XIX вв. реакцией на "ультрабарокко" в архитектуре стал интерес к классицизму, связанный со стремлением преодолеть колониальную изоляцию и приобщиться к мировой культуре: Горная школа Ла Минерия в Мехико (1797-1813, архитектор М. Тольса), Национальный театр в Мехико (1844, архитектор Л. де ла Идальга, не сохранился) и др. Конец XIX начало XX вв. отмечены расцветом эклектизма, тягой к помпезности: Дворец изящных искусств в Мехико (1904-34, архитекторы А. Боари, Ф. Марискаль). В XIX в. в области портретной живописи работали X. М. Эстрада и Э. Бустос, распространилось направление костумбризма, представители которого достоверно и несколько идеализированно отображали действительность, наряду с ним процветала академическая живопись (X. Кордеро), в которой, как и в скульптуре (М. Норенья), нарастал интерес к национальным образам. Национальные мотивы характерны для пейзажей X. М. Веласко и X. Мурильо. После победы Мексиканской революции 1910-17 получают распространение "неоколониальный стиль" и неоклассицизм: памятники "Революции" (1933-38) и "Героям войны за независимость" (1960; оба архитектор К. Обрегон Сантасилья, в Мехико). В противовес неоклассицизму сложилась и первая в Латинской Америке школа функционализма: Институт гигиены в Попотле (1925-26, архитектор X. Вильягран Гарсия), жилые дома и типовые школы (1929-33, архитектор Х. О'Горман), дома и посёлки для рабочих (начало30-х гг., архитектор X. Легаррета) и др. В изобразительном искусстве возникло национальное демократическое течение (родоначальником которого был гравёр-сатирик Х. Г. Посада, обращавшийся к народному творчеству). Оно нашло яркое воплощение в деятельности мастеров станковой графики, объединившихся в 1937 в "Мастерской народной графики", и в монументальной настенной живописи, обращённой к народу, проникнутой общественно значимыми, революционными идеями и опирающейся на национальные традиции. Циклы росписей, созданные в Национальной подготовительной школе, Национальном дворце и других зданиях в Мехико, Гвадалахаре, Куэрнаваке и Чапинго (художники Д. Сикейрос, Д. Ривера, Х. К. Ороско), ярчайшие явления прогрессивного искусства XX в. После Второй мировой войны 1939-45 в Мексике сложилась самобытная национальная архитектурная школа, сочетающая принципы функционализма и национальные традиции (архитекторы К. Ласо, А. Арай, М. Пани, Э. Яньес, А. Прието, П. Рамирес Васкес). Крупнейшее достижение мексиканской архитектуры 40-50-х гг. комплекс Университетского городка в Мехико, включающий более 40 зданий. Разрабатываются утилитарные типы зданий школы, больницы, рынки, гаражи, спортивные сооружения (архитектор X. Вильягран Гарсия и др.). Характерны поиски так называемой эмоциональной архитектуры (М. Гёриц, О'Горман, Л. Барраган). Инженер-архитектор Ф. Кандела оказал влияние на современную мировую архитектуру разработкой форм в виде гиперболических параболоидов. В 60-х гг. выстроены Олимпийский стадион и стадион "Ацтека" в Мехико и др. Монументальное искусство после Второй мировой войны представлено двумя направлениями идейно-содержательными росписями, равноправно участвующими в синтезе архитектуры и искусства (росписи и мозаичные рельефы Сикейроса, Риверы, Ороско, X. Гонсалеса Камарены, X. Чавеса Морадо), и живописно-мозаичными композициями, служащими для декоративного убранства зданий (О'Горман). Политической публицистичностью, национальным своеобразием и демократизмом обобщённо-экспрессивных образов проникнуты гравюра и литография (Л. Мендес, А. Бельтран, А. Гарсия Бустос, П. О'Хиггинс). Несколько слабее развиты в Мексике скульптура (Г. Руис, К. Брачо, Р. Аренас Бетанкур) и станковая живопись (лидер модернизма Р. Тамайо).

Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 1, 7, 10-11, М., 1969-73; Л. Жадова, Монументальная живопись Мексики, М., 1965; В. М. Полевой, Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Е. И. Кириченко, Три века искусства Латинской Америки, М., 1972; Carrillo A. R., Pintura mural de Mйxico, Mйxico, 1981.

"Битва". Фрагмент росписи храма в Бонампаке (шт. Чьяпас). Культура майя. 2-я пол. 8 в.

Фрагмент главного ретабло церкви Сан-Мартин в Тепоцотлане. 1755 1758.

Л. Родригес. Церковь Саграрио Метрополитано в Мехико. 1749 1768.

Д. Сикейрос. "Новая демократия". Роспись во дворце изобразительных искусств в Мехико. 1945. Фрагмент.

Х. О'Горман и др. Библиотека Университетского городка в Мехико. 1951 1953.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мексика
Значение слова мексика
Что означает мексика
Толкование слова мексика
Определение термина мексика
meksika это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):