Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - литография

Литография

(от греч. lithos камень и grбpho пишу, рисую), специфический вид тиражной графики, способ плоской печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; также произведение, выполненное литографским способом. Печатной формой в литографии служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую наносится изображение жирной тушью (кистью или пером) или жирным литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на специальной литографской бумаге корнпапире (см. Автолитография). Вслед за травлением камня кислотой, воздействующей на непокрытую жиром поверхность, рисунок смывают; взамен наносится типографская краска, которая пристаёт лишь к непротравленным частицам камня. Печатание производят на специальном станке.

Литография изобретена между 1796-98 в Германии А. Зенефельдером. В XIX в. она широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов и тому подобного. В 1930-х гг. литография стала интенсивно вытесняться из сферы полиграфии более современной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, литография остаётся широко распространённой станковой техникой создания художественных эстампов, привлекательной для художников большой свободой авторского исполнения, широким диапазоном художественных графических средств, большой точностью воспроизведения оригинала. Специфический язык художественной литографии оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием романтизма. К литографии обратились жившие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполнял Т. Жерико, художники Н. Т. Шарле, О. Раффе посвятили свои листы эпизодам наполеоновских войн, появились литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Великобритании получила видовая литография. Крупнейшим мастером романтической литографии был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гёте и У. Шекспира. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории литографии была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменилась политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистическая заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, крупнейшего мастера литографии XIX в., оказавшего огромное воздействие на её дальнейшее развитие. В области бытовой карикатуры выделяются произведения П. Гаварни и А. Шама. В Германии особенная жизненная убедительность характерна для листов А. фон Менцеля. Литография занимала большое место в творчестве многих латиноамериканских художников первой половины XIX в. представителей костумбризма. В России в первой половине XIX в. техника литографии привлекла крупных графиков и живописцев А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820-30-х гг. интерес русских художников был обращён преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). В середине XIX в. появились жанровые литографии (И. С. Щедровский) и сатирические листы (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжили во второй половине XIX в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др.

С 1840-х гг. в западноевропейском искусстве заметен известный упадок литографии, связанный с вытеснением её из сферы журнальной графики торцовой ксилографией. Новый подъём искусства литографии произошёл с конце 1860-х гг. Во Франции Э. Мане открыл новые художественные возможности литографии, полнее выявляя фактуру материала; к литографии часто обращались импрессионисты О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявился также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) литографии. В конце XIX в. заметный след в литографии оставили символизм и стиль "модерн" (О. Редон, Э. Карьер во Франции, Ф. Ропс в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии). Особое место в литографии на рубеже XIX-XX вв. занял цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции). Возрождается роль литографии в иллюстрировании журналов (злободневные, часто политически острые рисунки Ж. Л. Форена и Ш. Л. Леандра во Франции, Т. Т. Хейне и Г. Цилле в Германии и др.). Традиции Домье продолжились в социально-критических листах Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Великобритании, К. Кольвиц в Германии. В России в последней трети XIX в. новый интерес к литографии проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценах И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С конца 1900-х гг. в области литографического пейзажа работали К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-х гг. с литографиями и литографированными книгами выступили Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.

После Первой мировой войны 1914-18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создали немецкие экспрессионисты М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах; в 30-х гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В XX в. литография становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей. К литографии обращаются крупные мастера XX в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О'Хиггинс в Мексике и др. Советская литография представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. A. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского, М. С. Родионова (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (обнажённая натура), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.

Т. Стейнлен. "Стачка". 1898.

Литература: В. В. Воинов, Литография в России, в кн.: М. Фридлендер, Литография, пер. с нем. С приложением очерка, Л., 1925; А. Ф. Коростин, Начало литографии в России, М., 1943, его же. Русская литография XIX в., М., 1953; П. И. Суворов, Искусство литографии, 4 изд., М., 1964; Mayer R., Die Lithographie. Eine Einfьhrung, Dresden, (1955); Weber W., Histoire de la lithography, P., 1967; Loche R., Lithographie, Gen., 1971; Faux I., Modern lithography, L., 1973. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое литография
Значение слова литография
Что означает литография
Толкование слова литография
Определение термина литография
litografiya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):