Художественная энциклопедия - микеланджело буонарроти
Связанные словари
Микеланджело буонарроти
В живописном цикле, выполненном на своде Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12; включает композиции со сценами из библейской книги Бытия в центральной части плафона, монумент, фигуры пророков и сивилл на боковых частях свода, изображения предков Христа и эпизодов из Библии в распалубках, парусах и люнетах), Микеланджело создал грандиозную торжественную композицию, легко обозримую в целом и в деталях и воспринимающуюся как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его созидательных возможностей. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны чёткость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме сдержанных, изысканных цветов.
В 1516-34 Микеланджело вновь работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо, архитектурно-скульптурным ансамблем усыпальницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви (1520-34) и статуями для гробницы Юлия II. Под влиянием исторических и социальных процессов, выразившихся в нарастании феодальной реакции, мироощущение Микеланджело в 1520-х гг. приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело перед лицом гибели в Италии политических свобод, кризиса ренессансных идеалов, отразился в образном решении скульптур капеллы Медичи в тяжком раздумье и бесцельном движении лишённых портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырёх фигур, изображающих времена суток и олицетворяющих беспощадную необратимость течения времени.
В 1534 Микеланджело переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. В этот период он создал фреску "Страшный суд" (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, поражающую трагической силой образов. Глубокие раздумья Микеланджело о тщете человеческих усилий, мучительная безнадёжность поисков истины отразились также во фресках капеллы Паолина (1542-50) в Ватикане, отчасти предвосхищающих росписи барокко. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от скульптуры и живописи и обращение к архитектуре и поэзии. К его самым поздним скульптурным произв. относятся "Пьета" для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-55, разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М. Кальканьи; ныне в Галерее Академии Художеств, Флоренция), предназначенная для собственного надгробия, и незаконченная скульптурная группа "Пьета Ронданини" (1555-64, Музей старинного искусства, Милан), отмеченные трагической экспрессией художественного языка.
Постройки Микеланджело отличаются повышенной пластичностью, внутренним динамизмом и напряжённостью масс. Большую роль играет в них рельефное оформление стены активная светотеневая организация её поверхности с помощью использования высоких пилястр, подчёркнутой пластичности и объёмности карнизов, наличников и дверных порталов. В 1523-34 Микеланджело работал, над проектом и руководил строительством базилики Лауренциана во Флоренции, создав выразительный ансамбль динамичного пространства вестибюля с лестницей и спокойного, строгого читального зала. С 1546 Микеланджело был занят разработкой проекта и возведением собора св. Петра, а также строительством ансамбля Капитолия в Риме (обе работы завершены после смерти Микеланджело). Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом Марка Аврелия в центре замыкается дворцом Консерваторов и фланкируется 2 симметрично поставленными по её сторонам дворцами, открываясь в город широкой лестницей. Площадь Капитолия была первым ренессансным градостроительным ансамблем, выполненным по замыслу одного художника. Развивая идеи Браманте, Микеланджело сохранил в плане собора св. Петра идею центричности, усилив значение и роль средокрестия во внутреннем пространстве. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с тамбуром грандиозного купола (купол был возведён после смерти Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции).
В последние годы жизни Микеланджело всё чаще обращался к поэзии. Его лирика отмечена глубиной мысли и высоким трагизмом. Излюбленными стихотворными формами Микеланджело были мадригал и сонет.
Творчество Микеланджело, явившееся блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло значительную роль в истории европейского искусства. Оно во многом подготовило развитие маньеризма и оказало влияние на сложение принципов барокко.
Интерьер капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. 1520 1534.
Фрагмент фрески "Страшный суд" в Сикстинской капелле в Ватикане. 1536 1541.
Adam na restauratie
Давид. Мрамор 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств
Литература: Архитектурное творчество Микельанджело. Сб. статей, М., 1936; М. Алпатов, Поэзия Микеланджело, в его кн.: Этюды по истории западноевропейского искусства, М., 1963; М. Я. Либман, Микеланджело Буонарроти, М., 1964; Микеланджело. Жизнь. Творчество. (Сб., сост. В. Н. Гращенков), М., 1964; Е. И. Ротенберг, Микеланджело, М., 1964; Микеланджело и его время. (Сб. статей), М., 1978; У. Балдини, Микеланджело скульптор, пер. с итал., М., 1979; Tolnay Ch. De, Michelangelo, v. 1-5, Princeton, 1943-60; Ackerman J. S., The architecture of Michelangelo, v. 1-2, L, 1961; Weinberger M., Michelangelo the sculptor, v. 1-2, L.-N. Y., 1967; Einem H. Von, Michelangelo. Bildhauer, Maler, Baumeister, B., (1973). (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)