Художественная энциклопедия - народность
Связанные словари
Народность
В процессе исторического развития народность искусства приобретала различные формы. Художественное творчество при первобытнообщинном строе ещё не обособилось в самостоятельную сферу деятельности и, будучи непосредственно "вплетено" в социальную практику коллектива, обслуживало всю массу общества. Эта первоначальная форма народности искусства выступает как исходный пункт развития народного творчества. С развитием разделения труда и постепенным выделением профессионального искусства как особой формы духовной культуры процессом, который завершается лишь в эпоху капитализма, формируются новые формы народность искусства. В античном обществе, в эпоху рабовладельческой демократии, народность искусства заключается в выражении идеалов и интересов коллектива свободных граждан классического города-полиса. При этом эксплуатируемый класс рабы остаётся вне пределов эстетического сознания общества. Народность искусства в средневековый феодальный период, особенно на ранних стадиях, имеет исходным пунктом эстетическое сознание крестьянской общины, а позднее ремесленников-горожан. Она проявляется в характере интерпретации и деталях изображений на религиозные сюжеты.
На исходе эпохи Возрождения народное творчество впервые отчётливо расходится с "учёным" искусством, ориентированным на образованную верхушку общества, но концентрирующим в себе основные потенции художественного прогресса. Этот процесс нередко порождал стихийный народный протест против художественных завоеваний своей эпохи (движение Савонаролы в Италии, "иконоборцы" в Нидерландах и др.). Вместе с тем как в период Возрождения, так и в последующие эпохи народные творчество, непосредственно отражающее сознание и эстетические вкусы масс, составляет важнейший, определяющий пласт художественной культуры, который питает и профессиональное искусство. В произведениях великих мастеров Возрождения (Джотто, Мазаччо, Донателло, Я. ван Эйка, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Джорджоне) воплощаются общечеловеческие и общенародные идеалы. С формированием классовых отношений нового времени, ростом стихийных народных движений, наступлением феодальной реакции, сложением межнациональной монархий и первыми буржуазными революциями всё отчётливее проявляется социально-классовая природа искусства. Наряду с искусством, выражающим идеологию и эстетические взгляды господствующих классов (творчество ряда представителей академизма и барокко), формируется искусство, в котором в более или менее сознательной или бессознательной, прямой или опосредованной формах находят отражение общенародные, демократические художественные идеалы, жизнь и борьба народных масс, трагические социальные противоречия и конфликты эпохи. Народность искусства проявляется в разной степени и различной форме в творчестве Микеланджело, П. Брейгеля и А. Дюрера, работах Караваджо и его последователей, Д. Веласкеса, П. П. Рубенса, Рембрандта и многих других. Вместе с тем по мере формирования буржуазных отношений и роста промышленного производства всё более отчётливо определяется различие между собственно народным искусством, приверженным к традициям художественным формам, и профессиональным искусством, претерпевающим сложную эволюцию в связи с бурным общественным развитием. В эпоху Просвещения и буржуазных революций в Европе многие художники, представители классицизма и романтизма, открыто выступают на стороне борющихся масс, выражают идеалы и интересы как так называемого третьего сословия, так и широких слоев народа, утверждают народные образы в качестве эстетического идеала (У. Хогарт в Англии, Ф. Гойя в Испании, Ж. Л. Давид, Э. Делакруа, О. Домье во Франции, П. Михаловский в Польше, И. Манес в Чехии, А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин в России и др.). Широкое демократическое движение эпохи буржуазных революций дало возможность впервые теоретически осмыслить связь искусства с жизнью народа, характером каждой нации, с освободительной борьбой народных масс. Основы теории народности искусства возникли в эстетике эпохи Просвещения (Дж. Вико, В. Гумбольдт и др.) и романтизма (В. Ваккенродер, А. Арним в Германии, С. П. Шевырёв в России). Представители романтической школы подчёркивали преимущественно патриарх, характер народного искусства, противопоставляя его как нечто бессознательное и естественное, профессиональному искусству. Более глубокое понимание народности искусства высказали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Стендаль, которые видели основу народности искусства в народной жизни и "духе" нации. Наиболее глубоко в домарксистской эстетике проблема народности искусства была разработана русскими революционерами-демократами (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов), которые сумели связать идею народности искусства с освободительной борьбой народных масс. Анализ и критика противоречий капиталистической цивилизации стали исходным пунктом марксистского понимания народности искусства. К. Маркс и Ф. Энгельс не только глубоко охарактеризовали народные основы ряда художественных явлений (античная мифология, средневековая народная поэзия, творчество У. Шекспира), но и раскрыли причины антинародных явлений в искусстве буржуазного общества, показали, что путём преодоления этой проблемы является социалистическая революция. Теория народности искусства была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистической революции и начального этапа строительства социалистической культуры в СССР он раскрыл диалектику превращения искусства в общенародное достояние как один из центральных моментов культурной революции, подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего антагонистический разрыв между художественной культурой и миллионами трудящихся, совершается возвращение народу художественных ценностей. Этот процесс совершается не только путём приближения социалистического искусства к народу, но и благодаря повышению в результате культурной революции уровня художественного сознания широких масс трудящихся, которым становятся доступны многие великие явления художественной культуры. Народность искусства для В. И. Ленина решающий критерий в вопросах как эстетической теории, так и художественной политики.
Начиная со второй половины XIX в., в эпоху обострения противоречий капиталистического общества, роста национально-освободительного и пролетарского революционного движений, в искусстве крепнут реалистические и социально-критические тенденции. В художественных произведениях представителей критического реализма находят отражение жизнь и борьба народных масс, многие художники, как непосредственно связанные, так и не связанные с революционным движением, обращаются к теме крестьянства и пролетариата (Г. Курбе во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцель в Германии, М. Мункачи в Венгрии, Н. Григореску и И. Андрееску в Румынии, К. Пуркине в Чехии, А. Герымский в Польше и др.). Народность искусства находит яркое воплощение в многогранном творчестве передвижников в России (творчество В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и др.). В эпоху общего кризиса капитализма возникают тенденции к уходу искусства от жизни в мир абстрактно-художественной фантазии, распространяются модернистские направления (см. Модернизм), провозглашаются идеи "элитарности" искусства и т. п. В этих условиях творчество многих художников, связанных с прогрессивными идеалами эпохи, с рабочим революционным движением, проникается подлинной народностью (Д. Ривера, Д. Сикейрос, X. К. Ороско в Мексике, Ф. Мазерель в Бельгии, В. ван Гог в Голландии и Франции и многие другие). В 30-е гг. установление фашистских режимов в ряде западноевропейских стран и события второй мировой войны 1939-45 вызвали укрепление в творчестве прогрессивных художников, в том числе антифашистов, народных начал. Зверства оккупантов, страдания и борьба народов находят отражение, подчас в условной, зашифрованной форме, в отдельных произведениях П. Пикассо, А. Фужерона во Франции, Р. Гуттузо в Италии, О. Дикса, X. Грундига в Германии, И. Чапека, Э. Филлы в Чехии, Дж. Андреевича-Куна в Сербии и др. Победа над фашизмом способствовала укреплению в искусстве демократического реалистического начала. С 50-х гг. прогрессивные демократические тенденции в мировом искусстве развиваются в борьбе как с неоавангардистскими течениями, так и с явлениями "Массовой культуры", антихудожественными и антинародными по своей сути. Буржуазная эстетика и искусствознание оказались неспособными указать пути преодоления противоречий эстетического и художественного сознания, порождённых антагонизмами классового общества. Эти противоречия практически разрешаются в ходе строительства социалистической культуры, основывающегося на положении В. И. Ленина о том, "что искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их" (К. Цеткин, Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). Это положение, определяющее политику КПСС в области литературы и искусства, воплощается в практике художественного творчества на основе метода социалистического реализма, характеризующегося последовательным осуществлением принципа народности искусства.
Литература: К. Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве. (C6.), 4 изд., т. 1-2, М., 1983. В. И. Ленин, О литературе и искусстве. (Сб.), 6 изд., М., 1979; А. Г. Егоров, Искусство и общественная жизнь, М., 1959: Искусство и народ. (Сб. ст.), М., 1966; А. К. Дремов, В. А. Попков, Народность искусства социалистического реализма, М., 1981. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)