(Picasso; собственно Руис-и-Пикассо, Ruiz у Picasso) (1881-1973), французский
художник. Испанец по происхождению. Учился у своего отца X. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894-95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897-98). С 1904 постоянно жил во Франции. Первые значительные произведения
Пикассо создал уже в начале 1900-х гг. Картины "голубого периода" (1901-04), написанные в почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов, и "розового периода" (1905-06), в колорите которых преобладают тёплые розово-золотистые оттенки, посвященные теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг) и романтической жизни странствующих комедиантов ("Старый нищий с мальчиком", 1903, "Девочка на шаре", 1905, обе в ГМИИ). С середины 1900-х гг. Пикассо совершает поворот к резкой, разрушительной деформации реальных форм действительности. Его
искусство этих лет откликается на социально-исторические кризисы жизни кризисом всего своего состояния, идеалов, творческого метода. Сознательная деформация натуры ("Авиньонские девицы", 1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк) приводит Пикассо (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма ("Дама с веером", 1909,
портрет А. Воллара, 1910, оба в ГМИИ). В середине 10-х гг.
творчество Пикассо переживает новый перелом. Наряду с отвлечённо-деструктивными композициями ("ассамбляжи"), завершающими период кубизма, он создаёт жизненновыразительные портреты, антимодернистские по своему строю ("О. Хохлова", 1917, Музей Пикассо, Париж). С этого времени в искусстве Пикассо постоянно пересекаются и противоборствуют гуманистическое жизнеутверждающее начало и отвлечённое формотворчество. Он создаёт классически ясные, глубоко человечные образы ("Три женщины у источника", 1921, Музей современного искусства,
Нью-Йорк, "Мать и дитя", 1922, Художественный музей, Балтимор; иллюстрации к "Метаморфозам" Овидия,
офорт, 1931, серия "Мастерская скульптора", входящая в "Сюиту Воллара", офорт, 1933-34), портреты современников, людей из народа (рисунки "Рыбак",
карандаш, 1918; "Отдыхающие крестьяне",
перо, 1919). Резким контрастом по отношению к этим произведениям являются многие работы 20-30-х гг., отмеченные безудержной трансформацией действительности ("Танец", 1925, частное собрание), полемической эстетизацией безобразного ("Женщина на пляже", 1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Обе линии гуманистически-элегическая и иррационально-фантастическая сталкиваются в серии офортов "Минотавромахия" (30-е гг.), воплощающей в символическом образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с тёмным, слепо инстинктивным; серия словно проникнута острым предчувствием той трагедии, в которую вскоре будет повергнут мир. Со второй половины 30-х гг. творчество Пикассо всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий. Его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей получает метафорическую окраску, зачастую выражается языком мрачного гротеска, в искажённых, режущих глаз формах ("Плачущая женщина", 1937, собрание Пенроз, Лондон). С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция Пикассо. Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936-39).
Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается Пикассо в серии "Мечты и ложь генерала Франко" (акватинта, 1937), гневным протестом против фашистского террора является панно "Герника" (1937, Прадо).
В годы второй мировой войны 1939-45 Пикассо остаётся в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимает участие в Движении Сопротивления, вступает в ряды Французской коммунистической партии. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию. Гуманистические воззрения Пикассо особенно проявляются в таких его работах, как рисунок "Голубь мира" (тушь, 1947), ставший символом движения за мир; панно "Мир" и "Война" (1952, капелла "Храм Мира" в Валлорисе). Со второй половины 40-х гг. в живописных работах он нередко возвращается к античным реминисценциям, часто в гротескной форме интерпретирует картины старых мастеров ("Лас Менинас" Д. Веласкеса, "Расстрел" Ф. Гойи), работает как скульптор ("Человек с ягнёнком", бронза, 1944, Валлорис), керамист и как график, использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра и др.) и изобразительных средств. В эти годы вновь проявляется характерная для творческого метода Пикассо метафоричность (цикл рисунков "Человеческая комедия", 1953-54), обращение к постоянным, излюбленным темам цирку, бою быков, античной мифологии, мотивам художника и модели. Большое место в его наследии занимают женские портреты.
Творчество Пикассо оказало большое влияние на искусство XX в. Воплотив в себе едва ли не все главные тенденции западноевропейского искусства XX в., оно противоречиво сочетает в себе передовые общественные стремления и глубокие кризисные явления. Пикассо прошёл сложный путь, но в ответственные исторические моменты он осознавал своё место место борца за прогрессивные идеалы.
В 1950 Пикассо был избран во Всемирный Совет Мира. Международная премия Мира (1950) и Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами" (1962).
"Герника". 1937. Прадо. Мадрид.
"Старый нищий с мальчиком". 1903. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.
«Авиньонские девицы»
Сочинения: Мастера искусства об искусстве, (т. 5. кн. 1), М., 1968, с. 299-316.
Литература: Графика Пикассо. (Альбом), М., 1967; Н. А. Дмитриева, Пикассо. М., 1971; ее же, Судьба Пикассо в современном мире, в сб.: Советское искусствознание '82, в. 2; В. М. Полевой, П. Пикассо, там же; (М. В Зубова), П. Пикассо. Актеры и клоуны. (Альбом), М., 1976; Zervos Ch., P. Picasso. Catalogue gйnйral des oeuvres de 1895 а 1963, v. 1-23, P., 1932-71; A Picasso anthology: documents, criticism, reminiscences, L., 1981; Picasso. 1881-1981…, P., 1982; Cabanne P., El siglo de Picasso, v. 1-2, Madrid, 1982. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)