Художественная энциклопедия - португалия
Связанные словари
Португалия
В первой половине 1-го тысячелетия до н. э. на холмах возводили укрепленные поселения ("ситанья") с круглыми в плане домами из блоков песчаника. Многочисленные завоеватели обогащали местные традиции каменного зодчества (руины римского так называемого храма Дианы в Эворе, II-III вв. до н. э., и другие здания; вестготские трехнефные базилики, VII в.). Арабская строительная культура оставила след главным образом в народном жилище юга страны. К XII в. поселения выросли в города с нерегулярной планировкой.
Романское зодчество, распространявшееся в Португалии вслед за продвижением Реконкисты (огромные городские соборы в Браге, Визеу, Эворе, Лисабоне; многочисленные монастыри и приходские церкви), было проникнуто духом крепостной архитектуры. Романский облик сохранялся в монастырских храмах XII-XIV вв., готических по плану и пространственной композиции интерьера. Поздняя готика стала конструктивной основой для национального декоративного стиля "мануэлино", сочная пластичность которого отличалась от современного ему испанского стиля платереско и сочетала причудливо-натуралистические детали (изображения раковин, кораллов и т. д.) с готическими, мавританскими и другими мотивами (перестройка и строительство монастырей Санта-Мария да Витория в Баталье, 1490-1522, архитекторы Боитак и Матеуш Фернандиш Старший; Жеронимуш в Лисабоне, 1502-20). Развитие "мануэлино" было прервано распространением ренессансных форм, вошедших в моду при дворе с 1520-х гг. (архитекторы Диогу ди Торралва и др.). В период испанского господства (1581-1640) зодчество пришло в упадок.
Скульптурный декор романских храмов Португалии по технике исполнения напоминает резьбу по дереву. На XIII-XV вв. приходится расцвет готической пластики (крупнейший центр Коимбра). Своеобразны каменные надгробия с фигурами умерших и ангелов на верхней плите, сочетающие портретность лиц с обобщённо-пластической трактовкой форм и отточенностью декоративных деталей (надгробие Инеж ди Каштру в Алкобасе, мрамор, вторая половина XIV в.). Беспокойной живописью и напряженной динамикой отмечены ренессансные произведения, создаваемые преимущественно выходцами из Франции (Н. Шантерен, Ф. Ударте и др.). В живописи XV-XVI вв., проникнутой сильным влиянием ранненидерландского искусства, выделяются "алтарь св. Винцента" с фигурами многочисленных донаторов, отличающийся беспристрастной правдивостью образов, острой индивидуализацией характеристик (вторая половина XV в., Нуну Гонсалвиш (?)), а также архаичные, но полные суровой одухотворённости произведения мастеров школы Визеу (Вашку Фернандиш, Гашпар Ваш), светские по духу композиции лиссабонской школы (Грегориу Лопиш, Жоржи Афонсу), придворные портреты (Криштован ди Мораиш и др.). Самобытностью отличается декоративно-прикладное искусство XVI-XVII вв., в котором скрещиваются европейские и восточные традиции (мебель, ковры, ткани, керамика лузитано-восточного и индо-португальского стилей, майоликовые плитки азулежу),
В конце XVII-XVIII вв. возобновляется градостроительство, развиваются регулярные планировочные системы (застройка Лиссабона после землетрясения 1755). Эклектическому творчеству Ф. Лудовиси противостоит национальный вариант барокко на севере страны (архитекторы Ж. Антуниш, Н. Назони). В отделке зданий применяются азулежу, нередко покрывающие фасады сплошным ковром. В зодчестве XIX в. преобладает классицизм. Идеи современной архитектуры получают развитие в основном после второй мировой войны 1939-45, когда симметричные планировочные схемы сменяются асимметричными, применяются новейшие строительные конструкции и смелые пространственные решения (архитекторы Ф. К. ду Амарал, А. Ж. Песоа и др.). В 50-70-х гг. проведена реконструкция ряда районов Лиссабона и Порту, построены типовые жилые дома с лоджиями и солнцезащитными устройствами.
В изобразительном искусстве XVII-XVIII вв. барочные тенденции проявляются в монументальной деревянной и каменной скульптуре, а также в терракотовых алтарных статуэтках "презепиу" (Ж. Машаду ди Каштру, А. Феррейра). В живописи XVIII начала XIX вв. традиции позднего итальянского барокко (Ф. Виейра Лузитану) сменяются классицизмом академического толка (Ф. Виейра Портуэнси). С буржуазной революцией 1820 связано творчество Д. А. Сикейры, крупнейшего представителя португальского романтизма. Во второй половине XIX начале XX вв. в искусстве преобладает реалистическое направление (скульптура А. Соариж душ Рейша, пейзажи и жанровые композиции А. К. да Силва Порту, станковая и монументально-декоративная живопись К. Бордалу Пиньейру). С парижской школой связана живопись кубиста А. Созы Кардозу и представительницы абстрактного искусства М. Э. Виейры ди Силва. После свержения фашистского режима (1974) ряд мастеров стремится внести своим творчеством активный вклад в борьбу за прогрессивнодемократическое преобразование страны (живописец-монументалист Р. Рибейру, график М. Жил).
М. Фернандиш Старший. Портал "Неоконченной капеллы" в монастыре Баталья. 1509.
Нуну Гонсалвиш (?). Алтарь св. Винцента. Вторая половина 15 в. Фрагмент. Национальный музей старинного искусства. Лисабон.
Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, т. 4, 5, 7, Л.-М., 1966-69; Franзa J.-A., A arte em Portugal no sйculo XIX, 2 ed., v. 1-2, Lisboa, 1981; его же, О retrato na arte Portuguese, Lisboa, 1981. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)