Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - росси карл иванович

Росси карл иванович

(1775-1849), русский архитектор. Представитель позднего классицизма. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802-03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806-архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в "Экспедицию кремлёвского строения" в Москву (московские постройки Росси не сохранились). В 1815 вернулся в Петербург. С 1816 один из главных архитекторов "Кабинета для строений и гидравлических работ". Создал на основе обширных градостроительных планов ряд монументальных ансамблей Петербурга (см. Ленинград), которые во многом определили облик центральной части города. После сооружения живописного дворцовопаркового комплекса на Елагином острове (1818-22) Росси осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819-25; ныне здание ГРМ) и торжественный ансамбль Михайловской площади (ныне Искусств площадь) и Михайловской ул. (ныне ул. Бродского), соединяющей её с Невским проспектом. Выполненные по проекту Росси интерьеры Михайловского дворца (сохранились частично, в том числе Белый зал) свидетельствуют о его высоком мастерстве декоратора. В 1819-29 Росси возвёл ансамбль Главного штаба, смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь. Росси изменил направление Морской ул. (ныне ул. Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой. В 1816-34 в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Театр драмы имени А. С. Пушкина) Росси создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, состоящий из Театральной ул. (ныне ул. Зодчего Росси), Александрийской площади (ныне Островского площадь) и Чернышёва моста площади (ныне площадь Ломоносова). Последней крупной работой здания Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) Росси в 1829-34 завершил формирование Сенатской площади. Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений петербургские ансамбли Росси составили вершину градостроительного искусства русского классицизма. Для творчества Росси, одного из создателей русского ампира, характерны широта в решении архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России победительницы в Отечественной войне 1812. Росси также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде колокольню Юрьева монастыря (1838-41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена В. П. Стасовым).

Михайловский дворец в Петербурге (ныне Русский музей). 1819 1825.

Литература: В. И. Пилявский, Зодчий Росси, М.-Л., 1951; М. З. Тарановская, К. Росси, Л., 1980. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое росси карл иванович
Значение слова росси карл иванович
Что означает росси карл иванович
Толкование слова росси карл иванович
Определение термина росси карл иванович
rossi karl ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):