Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - российская советская федеративная социалистическая республика

Российская советская федеративная социалистическая республика

РСФСР. В составе СССР. Искусство РСФСР, занимающей большую часть территории Советского Союза, включает ряд национальных художественных культур, ведущей среди которых является русская. В тесном взаимодействии с ней развиваются культуры других народов, живущих в республике и обладающих государственно-политической автономией.

Древнейший период. Истоки развития искусства на территории РСФСР восходят к палеолиту, когда возникли поселения с жилищами земляночного или полуземляночного типа (Костёнки в Воронежской области, Гагарине в Липецкой области, Буреть в Иркутской области), создавались женские фигурки, изображения животных из камня и кости, наскальные росписи (Капова пещера на Урале). В эпоху неолита появились наземные постройки, свайные поселения, орнаментированная керамика, резная деревянная утварь. Неолитические наскальные изображения (Бесов Нос на восточном берегу Онежского озера, Залавруга на побережье Белого моря) включают сцены охоты, солярные знаки. В эпоху энеолита и бронзы распространились постройки с бревенчатым срубом и курганные захоронения, обогатилась орнаментация керамики, появились монумент, скульптура из камня (стелы в Минусинской котловине), орнаментированные изделия из бронзы (оружие, статуэтки и пр.). С VIII-VII вв. до н. э., в период сложения племенных объединений, возникли поселения, окружённые валом и частоколом (в бассейнах Оки, Камы и др.) крупные погребальные курганы. Получил распространение экспрессивный "Звериный стиль" (золотые изделия из скифских курганов Прикубанья, изображения из металла, дерева, кожи, войлока, найденные в Пазырыкских курганах на Алтае). Интерес к изображению человека наиболее сильно проявился в областях, испытавших культурное воздействие античных городов Причерноморья Северного (скифский ритон из кургана Карагодеуашх и пр.). В 1-м тысячелетии н. э. процессы развития художественной культуры связаны с возникновением новых племенных объединений и государственных образований: племенного союза аланов (поселения с каменными укреплениями, VIII-IX вв.; украшения в "полихромном стиле", I-IX вв.), Волжско-Камской Болгарии, искусство которой было связано с культурой Ближнего Востока и Средней Азии (X-XV вв.), Хазарского каганата (VII-X вв.), где в г. Саркел (близ современного г. Цимлянск) строили византийские мастера. Искусство финно-угорских племён (см. Финно-угры), занимавших лесную полосу Европейской части РСФСР, в 1-м тысячелетии н. э. представлено в основном украшениями (фибулы в виде коньков и птиц с привесками на цепочках). В IX-X вв. лесную полосу заселяют восточнославянские племена (см. Славяне древние), сооружавшие полусферические курганы, городища и селища, круглые и многолепестковые в плане святилища (Перынь близ Новгорода, X в.). В IX-X вв. формируется древнерусская городская культура.

Период X середины XIII вв. был временем расцвета искусства Древней Руси, блестяще развившего и обогатившего воспринятые от Византии и южных славян опыт каменного строительства, приёмы монументальной живописи (мозаика, фреска), иконописи, книжной миниатюры. В городах Киевской Руси строились монументальные соборы, возводились оборонительные и дворцовые каменные сооружения, создавались многочисленные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В XII в., в эпоху феодальной раздробленности, возросла роль местных художественных школ, в том числе новгородской школы, создавшей своеобразные типы культовых сооружений, сурово-эпический стиль живописи, и владимиро-суздальской школы, замечательной полными благородного изящества белокаменными постройками, живописью, декоративной пластикой. Ювелирные изделия этого периода выполнялись в технике перегородчатой эмали, черни, филиграни. Для художественного ремесла древнерусской деревни характерно производство бронзовых и серебряных украшений (височные кольца, гривны и пр.), керамики, тканей и др.

Конец XIII-XVII вв. Прерванное монголо-татарским нашествием развитие древнерусского искусства возобновилось с конца XIII в. как процесс формирования собственно русской художественной культуры, который шёл одновременно со сложением украинского и белорусского искусства. В конце XIII-XV вв. блестящий расцвет переживала новгородская школа, выработавшая новый тип храма с трехлопастным или пощипцовым завершением; во второй половине XIV в. в Новгороде высочайшего уровня достигли фресковые росписи, а в XV в. иконопись. На одно из ведущих мест выдвинулась самобытная псковская школа архитектуры и живописи, поиски собственных выразительных средств шли в живописи тверской школы, Ростова, Ярославля, Вологды. В XIV в. процесс объединения русских земель вокруг Москвы определил постепенное выдвижение на первый план московской школы. Кремль Московский был обнесён дубовыми (1339), а затем белокаменными (1367) стенами с башнями; развитие белокаменного культового зодчества на основе переработки традиций владимиро-суздальской школы привело в конце XIV начале XV вв. к возникновению компактного четырехстолпного храма московского типа с повышенными подпружными арками и ярусами кокошников (Успенский собор на Городке в Звенигороде).

С образованием во второй половине XV в. централизованного Русского государства в Москве сосредоточились крупные творческие силы, сумевшие придать русской художественной культуре новый размах. Благодаря сотрудничеству русских мастеров с приглашёнными в Москву итальянскими зодчими Кремль был расширен до нынешних пределов и окружён кольцом стен с 18 башнями, сложился ансамбль кремлёвских соборов. Созданные в XVI в. 3 линии городских укреплений (каменные стены Китай-города и Белого города, валы и деревянные стены Земляного города) определили радиально-кольцевую планировку Москвы.

В XVI в. в русском зодчестве возник новый тип баш необразного шатрового храма (церковь Вознесения в Коломенском), большого размаха достигло крепостное (кремли в Нижнем Новгороде, ныне Горький, Туле, Серпухове, Смоленске и др.) и монастырское (Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь) строительство. В светской и культовой сельской архитектуре преобладало дерево (см. Деревянная архитектура).

Рубеж XIV-XV вв. ознаменован в Москве расцветом живописи, связанным с деятельностью Феофана Грека, Рублёва Андрея, Даниила Чёрного, тяготевших к образам, проникнутым духовным величием. Известный подъём переживало в XV в. искусство скульптуры (работы В. Д. Ермолина). Гармоничная стройность и праздничная торжественность живописи конца XV начала XVI вв., воплощённые в творчестве Дионисия и его школы, в XVI в. вытеснялись стремлением к аллегорическому иносказанию и назиданию; делались попытки связать иконопись с реальной историей (икона "Церковь воинствующая", написанная по случаю взятия Казани, ГТГ). Во второй половине XVI в. появились первые образцы русской гравюры (ксилографии для первопечатного "Апостола", 1564). На рубеже XVI-XVII вв. сложилась строгановская школа иконописи с её изощрённо-миниатюрным письмом.

В XVII в. по мере расширения Русского государства строились новые города и крепости на юге и в Сибири (Якутск), разрастались древние города, в которых сооружались каменные хозяйственные и административные здания (Гостиный двор в Архангельске), жилые постройки (дома Коробовых в Калуге и Аверкия Кириллова в Москве). Для церквей середины XVII в. характерно "узорочное" убранство фасадов с рельефной кладкой, изразцовыми вставками и т. п. В архитектуре построек "нарышкинского стиля" (конец XVII в.) созревали предпосылки для зодчества нового времени.

В монументальной живописи XVII в. ясно обозначились тенденции к занимательной повествовательности и одновременно к яркой декоративности (росписи храмов Ярославля. Костромы, Москвы). У иконописцев (С. Ушаков) нарастал интерес к светотеневой и пространственной трактовке изображений; появился портретный жанр парсуна. В XVII в. продолжалось интенсивное развитие прикладного искусства: ювелирного дела, резьбы по дереву и камню, керамического производства.

В течение средних веков у народов Поволжья сложились самобытное деревянное зодчество, вышивка, резьба по дереву, а в Татарии и Башкирии каменное культовое и светское зодчество. На Северном Кавказе до XII в. строились каменные христианские храмы (в долине р. Б. Зеленчук и др.), а позже велось строительство мусульманских культовых зданий, распространился тип горного поселения с террасной планировкой, с жилыми и боевыми каменными башнями; высокого уровня достигла художественная обработка металла.

XVIII первая половина XIX вв. На рубеже XVII-XVIII вв. в русской художественной культуре был осуществлён решительный переход к искусству нового времени: в ней возобладали светские формы и виды творчества, расширились связи с Западной Европой. В 1757 в Петербурге была основана художественная академия европейского типа. Новые хозяйственные, политические, военные потребности государства с конца XVII в. вызвали к жизни исключительный размах градостроительных работ. Вновь создаваемые города получали регулярную планировку (Таганрог, Кронштадт, особенно новая столица Петербург, ныне Ленинград), разрабатывались типовые ("образцовые") проекты жилой застройки. В архитектуре с начала XVIII в. распространяется барокко, с особой полнотой отразившееся в дворцовом строительстве середины XVIII в. (работы В. В. Растрелли в Петербурге, Петродворце, Царском Селе, ныне г. Пушкин). Переход в 1760-70-х гг. к классицизму ознаменовался постройками А. Ф. Кокоринова, А. Ринальди и особенно В. И. Баженова, сумевшего органически слить композиционную и пластическую фантазию барокко с гражданским пафосом нового стиля (проект перестройки Московского Кремля, дом Пашкова в Москве). С распространением классицизма связаны расцвет градостроительной деятельности (работы по регулярной перепланировке Твери, ныне Калинин, Ярославля, Костромы, по созданию парадного центра Петербурга), развитие архитектуры дворцовых, общественных и жилых зданий в творчестве Дж. Кваренги (здание Смольного института в Петербурге), И. Е. Старова (Таврический дворец в Петербурге), М. Ф. Казакова (здания Сената и университета в Москве) и др. Новый, проникнутый лирическим началом характер получили пейзажные парки и ансамбли загородных дворцов (постройки Кваренги, Ч. Камерона, Ринальди и др. в Царском Селе, Павловске, Гатчине). Обширное строительство общественных и жилых зданий велось в провинциальных городах. В первых десятилетиях XIX в. градостроительные мероприятия классицизма, развивавшегося теперь в формах ампира, сосредоточились на создании городских ансамблей. Торжественно-лаконичный характер ампирной архитектуры ярко отразился в творчестве работавших в Петербурге А. Н. Воронихина (Казанский собор), А. Д. Захарова (реконструкция Ж. Тома де Томона), (здание Биржи), К. И. Росси, создавшего ряд выдающихся ансамблей в центре города (Дворцовая площадь, Искусств площадь и др.). Огромные по масштабам строительные и восстановительные (после пожара 1812) работы проводились в Москве по проектам О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева. К середине XIX в. в условиях николаевской реакции архитектура во многом утрачивает гражданский пафос, вступает в полосу кризиса. Официальная регламентация, строительство по "высочайше утверждённым" проектам привели к вырождению классицизма в набор шаблонных схем и приёмов. "Византийский стиль", насаждавшийся в качестве "истинно народного" (творчество К. А. Тона), сосуществовал с нарождавшимися в дворцовом строительстве эклектизмом и стилизаторством (постройки А. И. Штакеншнейдера в Петербурге, М. Д. Быковского в Москве и др.).

В изобразительном искусстве XVIII в. на первый план выдвинулись светская живопись, видовая и батальная гравюра, декоративная скульптура и росписи. Особенно существенное значение в искусстве, порывающем со средневековьем, приобрёл образ человека, запечатленный в произведениях первых русских портретистов, воспринявших реалистический опыт искусства Западной Европы (А. М. Матвеев, И. Н. Никитин), в парадных, использующих приёмы барокко и рококо портретах 1720-40-х гг. (Л. Каравак и др.), в наивно-поэтической, тяготеющей к точности изображения живописи середины XVIII в. (И. Я. Вишняков, И. П. Аргунов, А. П. Антропов). С жанром портрета связаны и наиболее достижения скульптуры первой половины XVIII в. (работы Б. К. Растрелли). Дальнейший подъём портретного искусства во второй половине XVIII в. был определён творчеством Ф. С. Рокотова, передававшего внутреннюю одухотворённость своих моделей, Д. Г. Левицкого, создателя жизнеутверждающих, полнокровных образов, В. Л. Боровиковского, отразившего в своих произведениях черты сентиментализма, скульптора Ф. И. Шубина. В XVIII в. начали развиваться историческая живопись (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов), бытовой жанр (И. Фирсов, М. Шибанов, И. А. Ерменёв), пейзаж (М. М. Иванов, Ф. Я. Алексеев, Сем. Ф. Щедрин). Период классицизма стал одной из вершин в развитии русской станковой (работы И. П. Прокофьева, М. И. Козловского) и мемориальной (надгробия, созданные Ф. Г. Гордеевым и И. П. Мартосом) пластики, монументальной (памятники в Москве и Петербурге работы Э. М. Фальконе, Козловского, Мартоса) и монументальнодекоративной (работы Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демут-Малиновского и др.) скульптуры. Становление в русской живописи романтизма, выражавшего растущее самосознание личности, было связано прежде всего с творчеством портретистов: О. А. Кипренского, изображавшего человека в состоянии подъёма, воодушевления; В. А. Тропинина, утверждавшего самоценность и безыскусственную естественность человека в его частной жизни; К. П. Брюллова, достигшего в портретах большой глубины психологического анализа. Мир, окружающий человека в его обыденной жизни, стал главной темой творчества А. Г. Венецианова и мастеров венециановской школы, романтическое тяготение к эмоциональному образу природы отразилось в пейзажах Сил. Ф. Щедрина, М. И. Лебедева, А. А. Иванова. Представление романтиков о человеке как герое исторической драмы воплощалось в.больших полотнах, ставших явлением духовной жизни общества ("Последний день Помпеи" Брюллова, "Явление Христа народу" А. А. Иванова). К середине XIX в. главную роль в искусстве стала играть жанровая живопись, воспринявшая критические тенденции и чувство характерного, сложившиеся в сатирической графике (альбомы гоголевских типов А. А. Агина и Е. Е. Бернардского). В картинах П. А. Федотова обличение социально-нравственных пороков сочетается с поэтизацией обыденной жизни; в его позднем творчестве появилась тема трагической безысходности человека во враждебном мире. Декоративное искусство в XVIII первой половине XIX вв. развивалось в системе общехудожественных стилей, обнаруживая тесную связь с архитектурой (резное, лепное и живописное убранство барочных зданий, классицистические металлические ограды и пр.). С середины XVIII в. ведёт свою историю искусство русского фарфора, новый подъём переживало художественное стеклоделие. Продолжалось развитие народного искусства, опиравшегося на древние традиции (см. Богородская резьба, Вологодское кружево, Елецкое кружево, Гжельская керамика, Торжокское золотое шитьё, Хохломская роспись).

Вторая половина XIX начало XX вв. Развитие России по капиталистическому пути во многом изменило характер художественной жизни и соотношение видов искусства. Всё более глубокое воздействие на художественную культуру страны оказывал подъём революционного движения. Во второй половине XIX в. архитектура потеряла ведущее эстетическое значение, но интенсивно разрабатывала новую типологию промышленных, транспортных, общественных сооружений, многоквартирных секционных жилых домов, осваивала новые строительные материалы (в первую очередь металлические конструкции). Градостроительство переживало упадок; стихийное капиталистическое развитие городов приводило к появлению на их окраинах районов рабочих казарм и трущоб. Попытки решать эстетические задачи архитектуры путём внедрения "исторических стилей" (в том числе "русского стиля") породили стилизацию и эклектизм. На рубеже XIX-XX вв. известные перемены в облик городов внёс стиль "модерн", более всего сказавшийся в архитектуре особняков и доходных домов (работы Ф. О. Шехтеля, Ф. И. Лидваля и др.). В 1900-10-х гг. наряду с приобретшей большую строгость архитектурой "модерна", отчасти смыкаясь с ней, существовали течения, использовавшие мотивы древнерусского зодчества (А. В. Щусев), классицизма (И. А. Фомин), ренессанса (И. В. Жолтовский).

Во второй половине XIX в. распад стилевой системы классицизма, вытеснение ремесленного труда фабричным, превращение традиционно народного творчества в товарное производство привели к кризису декоративного искусства. На рубеже XIX-XX вв. в декоративном искусстве утверждались принципы стиля "модерн", работали крупнейшие художники (М. А. Врубель, С. В. Малютин и др.), предпринимались попытки оживления народных промыслов (в Абрамцеве, Талашкине).

В изобразительном искусстве второй половины XIX в. ведущую роль играло демократическое реалистическое движение, прочно связанное с социально-освободительной борьбой, решительно порвавшее с далёким от жизни академизмом. Новое передовое течение, получившее название "критический реализм" (см. Реализм), было во многом подготовлено сатирической графикой середины XIX в., творчеством Федотова. Наиболее последовательное выражение новые художественные тенденции получили в творчестве группы учеников петербургской АХ, демонстративно покинувших её в 1863 и основавших Артель художников, а затем живописцев, учредивших в 1870 ТПХВ (см. Передвижники). Эстетические принципы русских революционеров-демократов воплотились в полотнах крупнейшего художника 1860-х гг. В. Г. Перова, создавшего содержательные образы народной жизни, одним из первых обратившегося к жанру социально-психологического портрета, и в живописи В. И. Якоби, Н. В. Неврева, В. В. Пукирева, проникнутой идеями защиты униженных и оскорблённых; в творчестве Н. Н. Ге традиционная религиозно-историческая тематика претворена в драматические сцены, вопиющие о человеческом страдании. Антисамодержавные настроения передовой части русского общества, её интерес к пореформенным проблемам крестьянской жизни преломились в произведениях передвижников 1870-80-х гг., выдвинувших на первый план самобытный тип социально-аналитической жанровой картины, утверждавшей красоту и значительность народных характеров (творчество Г. Г. Мясоедова, А. И. Корзухина, И. М. Прянишникова, К. А. Савицкого, Н. А. Ярошенко и др.). Деятельность передвижников активно поддерживал критик В. В. Стасов, а их вождём стал И. Н. Крамской, создатель портретных образов глубокой духовной содержательности. Представления художника об ответственности личности перед историей и своей совестью воплотились в его картине "Христос в пустыне". Этическое толкование евангельских сюжетов в духе современности характерно и для творчества В. Д. Поленова; русские фольклорные образы ввёл в исторический жанр В. М. Васнецов. Демократическим содержанием, строгой жизненной правдой наполнил свои батальные произведения близкий к передвижникам В. В. Верещагин. Яркое воплощение идеи передвижничества получили в многогранном творчестве И. Е. Репина, выразившего в своих монументальных полотнах обобщённое представление об острейших противоречиях современности ("Бурлаки на Волге"). В картинах на тему революционного движения, в исторических полотнах Репин выступил как мастер психологической драмы ("Не ждали", "Иван Грозный и сын его Иван"); в его портретах сложно переплетаются личностные и социально-типологические особенности модели. Русская историческая живопись XIX в. достигла вершины в творчестве В. И. Сурикова, увидевшего в народе главного героя истории, к критическим моментам которой он обращался в своих картинах ("Утро стрелецкой казни"). С деятельностью передвижников был связан и новый этап в развитии русского пейзажа, поднявшегося на уровень большого, общественно значимого искусства (творчество А. К. Саврасова, М. К. Клодта, Поленова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи). Эпоху в русской пейзажной живописи составило творчество И. И. Левитана, создателя поэтическиодухотворённых образов природы, вместивших в себя глубокие и сложные суждения о жизни ("Владимирка", "Над вечным покоем").

В скульптуре второй половины XIX в. развивались малые формы, сложился тип станковой статуи, предназначенной для музея и выставки (М. М. Антокольский и др.); монументальная пластика испытывала сильное воздействие станковой скульптуры (А. М. Опекушин и др.).

Искусство 1890-1910-х гг., переломной эпохи русской истории, завершившейся социалистической революцией, в сложных и множественных формах отразило борьбу двух культур кризисной буржуазно-дворянской и рождающейся пролетарской. Реалистические демократические тенденции на этом этапе противостояли не только официальной идеологии, но и ряду новых течений, отказавшихся от общественных задач искусства.

Обращение к острым социально-политическим проблемам современности характерно для главного направления позднего передвижничества (произведения С. А. Коровина, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. В. Иванова). От искусства передвижников отталкивались и мастера Союза русских художников, тяготевшие к созданию опоэтизированных образов народной жизни и родной природы (полотна М. В. Нестерова, портреты-типы Ф. А. Малявина, исторические картины С. В. Иванова и А. П. Рябушкина). Непосредственность эмоционального переживания свойственна пейзажам как мастеров, следующих традициям передвижников (А. С. Степанов), так и живописцев, воспринявших художественную систему импрессионизма (К. А. Коровин, И. Э. Грабарь). С пейзажами-картинами, нередко отмеченными романтико-символической выразительностью, выступили ученики Куинджи К. Ф. Богаевский, Н. К. Рёрих, А. А. Рылов. Новые качества реалистического искусства ярко выразились в творчестве В. А. Серова, создателя психологически заострённых портретов и других произведений, редких по цельности художественного видения. Внутреннюю одухотворённость явлений и предметов, сопричастную сказочной символистской фантастике, передавал Врубель; разделяя характерное для стиля "модерн" утопическое стремление преобразить мир с помощью искусства, он работал также в области монументально-декоративной росписи и скульптуры, в сфере прикладного искусства и книжной иллюстрации. Принципы "эстетизации" действительности определили неоромантический ретроспективизм творчества членов "Мира искусства" (исторические пейзажи А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, гравюры А. П. Остроумовой-Лебедевой, станковая графика М. В. Добужинского, книжная графика Бенуа, И. Я. Билибина, театральная живопись А. Я. Головина, Л. С. Бакста).

В период Революции 1905-07 на первый план выдвинулись те виды и жанры искусства, которые могли активно участвовать в политической борьбе: журнальная графика (рисунки Серова, Б. М. Кустодиева, Добужинского, Лансере, Билибина и др.), картины, посвященные революционной борьбе (полотна Репина, Поленова, В. Е. Маковского, С. В. Иванова, Касаткина, И. И. Бродского), скульптурный портрет (произведения А. С. Голубкиной, Конёнкова С. Т.). В статье "Партийная организация и партийная литература" В. И. Ленин определил дальнейшие перспективы революционного демократического искусства, поставил задачу включения его в борьбу, ведущуюся партией.

После поражения революции, в период 1907-17, прямые связи искусства с общественной жизнью ослабевают, однако продолжается его интенсивное развитие, отмеченное резкими столкновениями гуманизма и декаданса. Реалистические традиции поддерживались в пейзажной (П. И. Петровичев, Л. В. Туржанский) и портретной (Малютин) живописи, получили дальнейшую разработку в творчестве К. Ф. Юона и Кустодиева. В 1910-х гг. в произведениях ряда "мирискусников" (З. Е. Серебрякова и др.) проступают черты неоклассицизма; в скульптуре на смену веяниям импрессионизма (П. П. Трубецкой и др.) приходят поиски пластической цельности образа (А. Т. Матвеев, Конёнков). В новых художественных течениях переплетаются противоречивые тенденции: в живописи "Голубой розы" (М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов) туманно-мистические мотивы сочетаются с открытием красочной поэзии жизненного уклада Востока; мастера "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк) утверждали материальночувственное ощущение бытия. Фактически порывают с реальной действительностью представители зародившегося в середине 1910-х гг. абстрактного искусства (К. С. Малевич, В. В. Кандинский).

Прогрессивное русское искусство оказало благотворное воздействие на искусство народов России, способствовало преодолению средневековых пережитков в художественной культуре Кавказа и Средней Азии, вошедших в XIX в. в состав России.

Советское искусство. Октябрьская революция 1917 создала условия для становления искусства нового исторического типа искусства социалистического общества, прочно связанного с жизнью народа, являющегося активной идеологической и воспитательной силой.

Новая социальная сущность и гуманистическая направленность архитектуры и градостроительства выявились уже в первые годы Советской власти в разработке проектов планировки Москвы (Щусев и др.), Ленинграда (Фомин и др.), в реализации с участием советских зодчих ленинского плана монументальной пропаганды. Началось строительство первых советских индустриальных и инженерных сооружений (радиобашня в Москве, инженер В. Г. Шухов; Шатурская ГРЭС, архитектор Л. А. Веснин). С решением коренных социальных проблем были связаны в середине 20-х гг. работы по созданию жилых массивов для рабочих на окраинах Москвы и Ленинграда, возведение комплексов социально-бытового обслуживания, рабочих клубов (архитекторы А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский, К. С. Мельников и др.). Мавзолей В. И. Ленина (архитектор Щусев), объединивший функции проникнутого большой идейно-художественной силой мемориального сооружения и торжеств, трибуны, обогатил ансамбль Красной площади. В годы первой пятилетки (1929-32) на основе комплексных проектов, предусматривающих рациональную взаимосвязь промышленных и жилых зон, велась реконструкция старых городов (Свердловска, Новосибирска и др.), строились новые промышленные центры (Магнитогорск, Новокузнецк и др.); разрабатывался тип дома-коммуны (архитекторы М. Я. Гинзбург, И. С. Николаев и др.). В архитектуре 20-х начала 30-х гг. ведущее положение заняли течения, разрабатывавшие преимущественно функционально-конструктивные идеи (сооружения братьев Весниных, И. А. и П. А. Голосовых, проекты И. И. Леонидова). Развивалось также направление, использующее принципы классической ордерной архитектуры (Жолтовский), часто с их модернизацией в современном духе (Фомин, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх). К середине 30-х гг. возросли масштабы промышленного строительства и работ по социалистическому переустройству городов, принципы которого были определены постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О Генеральном плане реконструкции Москвы" (1935). Для творческой деятельности архитекторов, объединившихся в 1932 в единый Союз советский архитекторов (см. Союз архитекторов СССР), определяющими становятся поиски идейной значимости построек, использование мирового и национального архитектурного наследия (конкурс на проект Дворца Советов в Москве, 1932). Лучшим постройкам этого периода (Военная академия имени М. В. Фрунзе в Москве, архитекторы Л. В. Руднев и В. О. Мунц; станции Московского метрополитена и др.) были присущи монументальность, романтическая приподнятость образа, но в некоторых сооружениях наметилась тенденция к декоративной перенасыщенности, дворцовой пышности (павильоны ВСХВ в Москве, 1939). В то же время яркая выразительность, высокий уровень синтеза искусств отличали павильон СССР на Международной выставке 1937 в Париже (архитектор Б. М. Иофан, скульптор В. И. Мухина). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 архитектура и строительство решали важнейшие задачи, связанные с перемещением промышленных предприятий в восточные районы, а затем с восстановлением и реконструкцией разрушенных фашистскими захватчиками городов (восстановление и развитие Волгограда (архитекторы К. С. Алабян, Н. X. Поляков, В. Н. Симбирцев) и Ленинграда (архитекторы Н. В. Баранов, А. И. Наумов, В. А. Каменский и др.)).

В начале 50-х гг. в Москве была сооружена обладающая большим трансформирующим значением группа высотных зданий, расположение которых органично увязалось с радиально-кольцевой планировкой города. Несмотря на успехи послевоенного строительства, в целом его темпы и характер не отвечали возросшим требованиям из-за устаревшей практики строительного производства, отсталости его материально-технической базы и пр. Решительная перестройка архитектурностроительной деятельности, начавшаяся после Всесоюзного совещания строителей и архитекторов (1954), привела к индустриализации строительства, превращению его в механизированный процесс сборки сооружений из элементов заводского изготовления. Изменился и эстетический характер архитектуры, освободившейся от подражания "историческим" стилям. С середины 50-х гг. крупные жилые массивы возводились в Москве, Ленинграде, Свердловске, Горьком и др. В 60-х гг. реконструировались и застраивались многие города РСФСР (Якутск, Ижевск, Салават, Норильск), создавались выразительные архитектурные ансамбли (проспект Калинина в Москве, архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др.) и значительные общественные здания (Дворец пионеров и школьников в Москве, архитекторы И. А. Покровский и др.; цирк в Казани, архитектор Г. М. Пичуев; Кремлёвский Дворец съездов в Москве, архитекторы Посохин, Мндоянц). В 60-80-х гг. благодаря применению новых принципов планировки и более разнообразной типологии крупнопанельного домостроения обогатились силуэт и пространственная организация новых городов, возросла эстетическая выразительность застройки (Тольятти и Набережные Челны (ныне Брежнев), архитекторы Б. Р. Рубаненко и др.), районов массовой жилой застройки (в Москве: Матвеевское, архитекторы Е. Н. Стамо, Н. Н. Уллас и др.; Ясенево, архитекторы Я. Б. Белопольский и др.; Тропарёво, архитекторы Посохин и др.). Лаконичность и ясность форм, эстетическое и функциональное осмысление возможностей новых материалов и конструкций отличают архитектуру крупных общественных зданий 70-х гг.: крытого стадиона "Олимпийский" на проспекте Мира в Москве (архитекторы Посохин, Б. И. Тхор, Р. И. Семерджиев и др.), аэровокзала в Ленинграде (архитекторы А. В. Жук и др.), гостиницы "Ялта" в Ялте (архитектор А. Т. Полянский). С 60-х гг. развернулось строительство благоустроенных сельских посёлков городского типа (Вороново в Московской области, архитекторы Г. Г. Гоциридзе, С. К. Исмаилов, Ю. В. Лопаткин). В 1983 образован СА РСФСР с организациями в автономных республиках.

Октябрьская революция 1917, сделав изобразительное искусство достоянием всех трудящихся, привлекла его к решению больших социально-политических задач. В условиях ожесточенной классовой борьбы пережили расцвет искусство агитационного плаката и газетно-журнальной сатирической графики ("Окна РОСТА", произведения Д. С. Моора, В. Н. Дени). Важную роль в формировании идейного реалистического искусства сыграло осуществление ленинского плана монументальной пропаганды (скульптурные работы Н. А. Андреева, Конёнкова, Матвеева, М. Г. Манизера, С. Д. Меркурова, Мухиной, Л. В. Шервуда и др.). События революции отразились и в станковой живописи первых лет Советской власти (конкретно-исторические полотна Бродского, романтико-символические произведения К. С. Петрова-Водкина, Рылова, Юона). На протяжении 20-х начала 30-х гг. художники, входившие в многочисленные объединения (АХРР, ОСТ, "Четыре искусства" и др.), активно стремились осознать своё место в обществе, строящем социализм; их искусство проникалось пафосом преображения действительности, жизнеутверждающим началом. На первый план выдвинулись сюжетнотематическая картина, художественно отобразившая историко-революционные события и явления современности (произведения Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, Б. В. Иогансона, А. В. Моравова, Петрова-Водкина, Ю. И. Пименова, Д. П. Штеренберга, П. М. Шухмина и др.), живописный (Малютин, Г. Г. Ряжский) и скульптурный (Голубкина, С. Д. Лебедева) портрет, раскрывший содержательность и яркость личности советского человека. Высокое представление о героике революции воплотилось в скульптурной и графической "Лениниане" Андреева, в пластике Б. Д. Королёва, Матвеева, Мухиной, И. Д. Шадра. В пейзаж, тяготеющий в основном к традиционным лирическим образам (В. Н. Бакшеев, Грабарь, Н. П. Крымов), всё чаще проникали индустриальные мотивы (Богаевский, Б. Н. Яковлев); жизнелюбивое начало ярко проявилось в искусстве натюрморта (Кончаловский, Лентулов, Машков, А. А. Осмёркин). Новый образный мир, отражающий советскую действительность, формировался в станковой и книжной графике (ксилографии В. А. Фаворского и А. И. Кравченко, линогравюры И. Н. Павлова, офорты И. И. Нивинского, рисунки В. М. Конашевича, В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы). В агитационном и рекламном плакате, в журнальной графике видное место занимал фотомонтаж (А. М. Родченко, Г. Г. Клуцис). В театрально-декорационном искусстве продолжение традиций начала XX в. (Головин, В. А. Симов) сосуществовало с тенденциями конструктивизма (Н. И. Альтман, братья Стенберги и др.).

В начале 30-х гг. утверждение социалистического реализма как основополагающего творческого метода советского искусства, консолидация художественных сил страны явились основой для роспуска изживших себя объединений и группировок, который и был осуществлён согласно постановлению ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932); началась подготовка к созданию единого СХ. Искусство 30-х гг. проникнуто ярким оптимизмом, тяготеет к открытой выразительности. Жизнеутверждающие образы современной действительности были созданы в жанровых картинах Т. Г. Гапоненко, С. В. Герасимова, Дейнеки, К. Н. Истомина, Пименова, А. Н. Самохвалова; классовая борьба пролетариата, ярко раскрытая в столкновении человеческих характеров, стала темой произведений. Иогансона. Новые черты личности советского человека, присущее ему творческое горение нашли отражение в портретах А. М. Герасимова, Грабаря, Кончаловского, П. Д. Корина, Нестерова. Строительство крупных обществ, зданий стало стимулом для развития искусства монументальных росписей и мозаики (Л. А. Бруни, Дейнека, Лансере, Фаворский), монументально-декоративной скульптуры (произведения И. С. Ефимова, И. М. Чайкова, Мухиной). Важное место в городских ансамблях заняли крупные памятники работы Манизера, Меркурова, Н. В. Томского. В станковой скульптуре яркие образы современников создали В. Я. Боголюбов, В. И. Ингал, В. А. Синайский. Книжная иллюстрация 30-х гг., стремившаяся к реалистичности и психологической достоверности образов, опиралась на опыт станкового рисунка (произведения Е. А. Кибрика, Н. В. Кузьмина, Е. И. Чарушина, Д. А. Шмаринова); одновременно в этой области работали художники-конструкторы книги (Л. М. Лисицкий, С. М. Пожарский, С. Б. Телингатер). В станковой графике выделялись линогравюры И. А. Соколова, акварели А. В. Фонвизина. В политической графике (карикатуры Б. Е. Ефимова, К. П. Ротова, Кукрыниксов) важнейшее место принадлежало антифашистской теме. Реалистические принципы оформления спектаклей объединили в этот период разных по складу дарования театральных художников: Н. П. Акимова, П. В. Вильямса, В. В. Дмитриева, В. Ф. Рындина, Н. А. Шифрина. Великая Отечественная война 1941-45 значительно изменила задачи всего советского искусства. Особо важное значение приобрели политический плакат, гневно изобличавший врага, воодушевлявший на подвиг (В. С. Иванов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий и др.), журнально-газетный сатирический рисунок (Ефимов, Кукрыниксы и др.). Традицию времён Гражданской войны 1918-20 возродили "Окна ТАСС" в Москве и "Боевой карандаш" в Ленинграде. Художники делали документальные фронтовые зарисовки (Н. Н. Жуков и др. мастера Студии военных художников имени М. Б. Грекова), создавали графические серии, глубоко осмыслявшие события войны (А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис, Шмаринов). Героизм советского народа, его страдания и мужество стали в эти годы темой живописи С. В. Герасимова, Дейнеки, А. А. Пластова. Патриотическим содержанием наполнены историческая живопись М. И. Авилова, Н. П. Ульянова, Корина, пейзажи Пименова, Н. М. Ромадина, Я. Д. Ромаса. Яркие образы героев фронта и тыла создали И. А. Серебряный в живописи, Г. С. Верейский в графике, Е. В. Вучетич, Мухина в скульптуре.

События войны, торжество победы отразились в созданных в послевоенные годы мемориальных ансамблях, памятниках и скульптурных портретах (произведения Вучетича, Томского, Л. Е. Кербеля, Вл. Е. Цигаля), получили лирическое и жанрово-драматическое истолкование в картинах А. И. Лактионова, Б. М. Неменского, Ю. М. Непринцева, Г. М. Шегаля, стимулировали интерес художников к революционной истории (Иогансон, Вл. А. Серов, В. Г. Цыплаков), к героическому прошлому русского народа (А. П. Бубнов). Одновременно всё большее значение приобретала тема труда и мирной жизни советских людей, к которой обращались Пластов, запечатлевший глубокие крестьянские характеры, С. А. Чуйков, воссоздававший красоту человека и природы, Ф. П. Решетников и другие жанристы (А. А. Мыльников, Д. К. Свешников, Ю. Н. Тулин, Ф. С. Шурпин). Личностные и социально-типологические черты советского человека запечатлены в портретных произведениях живописцев Г. Н. Горелова, Корина, К. М. Максимова, Д. А. Налбандяна, В. М. Орешникова, скульпторов З. М. Виленского, Конёнкова, Лебедевой, Д. П. Шварца. Большой диапазон образных решений от проникновенно-лирических до героико-романтических отличает пейзажную живопись второй половины 40-50-х гг. (С. В. Герасимов, А. М. Грицаи, Г. Г. Нисский, Ромадин, Ромас, Б. Я. Ряузов). В станковой графике этого периода получили распространение серии, посвященные историко-революционной либо современной тематике (Кибрик, Н. А. Пономарёв, В. И. Пророков, В. Е. Цигаль). Книжная иллюстрация развивала преимущественно традиции 30-х гг. (О. Г. Верейский, С. В. Герасимов, А. Д. Гончаров, Кукрыниксы, Фаворский, Шмаринов и др.).

Дальнейшее развитие социализма в СССР, совершенствование социалистических общественных отношений, усиление инициативы и ответственности творческих организаций (СХ РСФСР основан в 1960) способствовали новому подъёму советского искусства. Для художественной культуры РСФСР 60-80-х гг. характерны многообразие манер и стилей, интенсивное развитие национальных школ, выдвижение новых ярких имён. М. Ш. Брусиловский, Г. М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Г. С. Мосин, братья Ткачёвы, Б. С. Угаров привносят в историческую живопись драматическую выразительность образа, романтически-эмоциональную или аналитически-углубленную трактовку темы. Стремление уловить героико-романтическое начало в буднях современности, акцентировать лирические качества образов характеризует жанровую живопись 60-х гг. (произведения Д. Д. Жилинского, В. Ф. Загонека, В. И. Иванова, Ю. П. Кугача, Д. К. Мочальского, В. К. Нечитайло, П. Ф. Никонова, П. П. Оссовского, Пименова, В. Е. Попкова, И. А. Попова, И. И. Симонова и др.). Творчеству молодых живописцев 70-80-х гг. (М. С. Олебыш-Кузнецов, Т. Г. Назаренко, Е. Б. Романова и др.) присущи углублённопредметная трактовка явлений, тяга к метафоричности и эмоциональной сдержанности.

Остротой восприятия качественного своеобразия природной и предметной среды отличаются пейзажи и натюрморты Б. Ф. Домашникова, А. Ю. Никича, Нисского, В. Ф. Стожарова, И. М. Орлова и других. К созданию значительного, духовно насыщенного, конкретно-индивидуального образа современника тяготеют портретная живопись (М. И. Малютин, Е. Н. Широков, О. П. Филатчев и др.), а также станковая пластика с её поисками выразительных пространственно-пластических решений (работы Ю. В. Александрова, Л. Н. Головницкого, О. К. Сомова, Л. Л. Кремнёвой, Л. Ф. Ланкинена, В. А. Михалёва, Б. А. Плёнкина, А. Г. Пологовой, С. П. Санакоева, Ю. Л. Чернова, Д. М. Шаховского и др.). В области монументальной пластики активно работают М. К. Аникушин, П. И. Бондаренко, Кербель, А. П. Кибальников, Ю. Г. Орехов, Томский, А. П. Файдыш, Вл. Е. Цигаль, Шаховской. Созданы мемориальные комплексы, объединяющие в гармоничное целое ландшафтную архитектуру, скульптуру (в том числе памятник-ансамбль в Волгограде, "Зелёный пояс Славы" вокруг Ленинграда). Интенсивно развиваются связанные с архитектурой формы монументально-декоративного искусства (росписи и мозаики Н. И. Андронова, А. В. Васнецова, Ю. К. Королёва, Д. М. Мерперта, Б. А. Тальберга, Филатчева и др.). В станковой графике на первый план выдвинулся эстамп (работы И. В. Голицына, Г. Ф. Захарова, И. П. Обросова и других); в книжной графике (Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, В. Н. Горяев и др.) усилилась тенденция к органичному соединению конструирования, оформления и иллюстрирования книги; интенсивно развивается искусство плаката (произведения О. М. Савостюка, Б. А. Успенского и др.). Выразительность живописных и пространственно-конструктивных решений характерна для театрально-декорационного искусства (работы А. П. Васильева, Б. И. Волкова, Н. Н. Золотарёва и др.), идейная насыщенность, эмоциональная образность для оформительского искусства (К. И. Рождественский, Е. А. Розенблюм и др.). Советская действительность породила новые виды декоративного искусства, решавшие агитационно-массовые задачи, преобразила ряд традиционных его видов. В 20-х гг. были предприняты первые опыты в области художественного конструирования (В. Е. Татлин, Лисицкий, Л. С. Попова и др.); в 60-70-х гг. эстетические принципы внедрялись в различные отрасли промышленного производства, формировалась новая область художественного творчества дизайн. В советское время традиционные народные промыслы вырабатывают новые формы, осваивают современные идеи и темы.

Неотъемлемой частью художественной культуры РСФСР и советской культуры в целом является искусство автономных республик, округов и областей. Огромную роль в становлении национальных школ, в подготовке профессиональных художественных кадров сыграло воздействие русского искусства. В автономных республиках развиваются не только традиционные народные промыслы, но и станковая живопись, скульптура, монументальная и театрально-декорационная живопись, графика (см. статьи об автономных республиках и автономных областях РСФСР).

Фрагмент росписей Каповой пещеры (Башкирская АССР). Палеолит.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое российская советская федеративная социалистическая республика
Значение слова российская советская федеративная социалистическая республика
Что означает российская советская федеративная социалистическая республика
Толкование слова российская советская федеративная социалистическая республика
Определение термина российская советская федеративная социалистическая республика
rossiyskaya sovetskaya federativnaya socialisticheskaya respublika это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):