Художественная энциклопедия - садово-парковое искусство
Связанные словари
Садово-парковое искусство
В средние века регулярные сады арабских стран, Ирана, Средней Азии замыкались со всех сторон высокими стенами. Узкие каналы разделяли территорию на участки, где на прямоугольные или квадратные газоны высаживались контрастные по цвету растения. Создавались также различные по композиции плодовые ("бустан") и цветочные ("полистан") сады. На завоёванном арабами Иберийском полуострове в VIII-XII вв. сложился тип испано-мавританского сада, расположенного в небольшом дворике; ведущими декоративными мотивами здесь были небольшие бассейны и каналы, выложенные цветными изразцами, сетки дорожек, стриженые живые изгороди из вечнозелёных кустарников, нарядно декорированные павильоны, киоски. Садово-парковое искусство мусульманских стран оказало влияние на планировку и оформление садов средневековой Индии. В странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) господствовали принципы пейзажной композиции. Идея вечной обновляемости природы в японских садах подчёркивалась прихотливыми очертаниями водоёмов и дорожек, а также характером малых архитектурных форм, неразрывно связанных с естественной средой. Вода и камни, песок и мох, яркие цветочные акценты, миниатюрные композиции из карликовых деревьев неотъемлемые компоненты японских садов. В средневековой Европе в садах выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники; изредка вкраплялись газоны с цветочными грядками. Подъём садово-паркового искусства в европейских странах начался в эпоху Возрождения. Были разработаны приёмы разбивки регулярного сада (итальянский архитектор Дж. Виньола, П. Л. Лигорио), в котором как бы развивались композиционные соотношения, заложенные в архитектуре главного здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами. Ренессансные приёмы садово-паркового искусства получили дальнейшее развитие в садовой архитектуре итальянских вилл барокко. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции XVII в., воплотились в строго геометрической планировке регулярных ("французских") парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале). Они разбивались на плоской местности или пологом склоне. Главное место в ансамбле занимал дворец или замок, от которого тремя радиальными лучами расходились аллеи, открывавшие обширные видовые перспективы. Перед главным зданием располагались партеры, водоёмы или каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала): чёткие пространств, акценты вносила многочисленная скульптура. Идеи Ленотра оказали основополагающее воздействие на развитие европейского садово-паркового искусства XVII первой половины XVIII вв. В середине XVIII в. в Европе возникли свободно распланированные пейзажные ("английские") парки, в развитии которых важную роль сыграли философские идеи Просвещения, а также искусство Китая. Первоначально такие парки были созданы в Великобритании (архитектор Ч. Бриджмен и др.), затем во Франции (архитектор Р. Л. Жирарден) и других странах Европы. Основу композиции пейзажных парков составляли мотивы естественной природы; партеры перемежались лужайками, искусственные бассейны и каналы озёрами и речками, строгие посадки свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки прихотливыми тропинками. В парках изобиловали "романтические" руины, а также постройки, имитировавшие сельское жилище.
Первые сведения о русских садах относятся к XII в. (княжеские усадьбы в Киеве и Владимире). В XVII в. в Москве существовали так называемые верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верхних этажах зданий и отличавшиеся богатым декоративным убранством (сады Кремлёвского дворца), а также регулярные сады в загородных усадьбах, для которых была характерна связь с окружающей природой, сочетание декоративных качеств с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). Традиции садово-паркового искусства XVII в. творчески развивались в петербургских дворцово-парковых ансамблях начала XVIII в. (архитекторы Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов и др.); этим паркам свойственны строгая симметричность композиции с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности. Более динамичны по пространственным решениям парки середины XVIII в. (архитекторы В. В. Растрелли и др.): в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Петергофе (ныне Петродворец), в Кусково и Архангельском. С конца XVIII в. получили распространение принципы пейзажной планировки (садовод И. Буш, теоретик садоводства А. Т. Болотов, архитекторы В. И. Неелов, Ч. Камерон, П. Г. Гонзаго и др.), лучшие образцы которой парк в Павловске, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе, парк в Кузьминках, а также украинские парки Софиевка в Умани, Александрия в Белой Церкви, Тростянецкий парк в Черниговской области.
С середины XIX в. в европейских странах и США создавались многочисленные общественные парки (в основном в пригородах). Первоначально в них господствовали приёмы свободной ("английской") планировки, но к концу XIX в. в садово-парковом искусстве всё чаще сочетались элементы регулярного и ландшафтного построения (мастера Ф. Л. Олмстед и И. Иенсен, США). В целом садово-парковое искусство конца XIX начала XX вв. переживало упадок (измельчение планировочных структур, вычурность цветочного оформления и малых форм архитектуры). Началось увлечение микрокомпозициями типа японского сада, патио, альпийской горки, чему способствовали достижения в области селекции растений и дендрологии. Некоторые мастера использовали в садово-парковом искусстве приёмы современного изобразительного искусства (испанец А. Гауди, бразилец Р. Бурле Маркс и др.).
В XX в. появились новые виды садово-паркового искусства (спортивные парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог "линейные", исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом). Создаются большие городские парки для массового отдыха (Центральный парк в Нью-Йорке), сохраняются или воссоздаются естественные ландшафты (например, в финском городе Лахти), восстанавливаются отработанные территории (парк Олимпийского комплекса в Мюнхене), обогащаются пластические возможности естественной среды за счёт возведения шумозащитных сооружений и т. д.
В СССР и других социалистических странах основой садово-паркового искусства является общественное парковое строительство. Характерны парки культуры и отдыха (например, Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. Горького в Москве, 1935-41, архитектор А. В. Власов, парк в Катовице, ПНР, и др.), которые стали важной частью системы озеленения городов и других населённых пунктов. Они рассчитаны на разнообразные виды отдыха различных демографических групп населения. Композиционные приёмы таких парков основаны на функционального зонировании территории, выявлении пространственной специфики различных общественных сооружений, расположенных в этих парках (например, Зелёный театр в ЦПКиО имени М. Горького в Москве, стадион в Приморском парке Победы в Ленинграде, Певческом поле и эстрада в парке Кадриорг в Таллине), а также аттракционов, читален, лекториев. Получают распространение типы парков различного функционального назначения детские, спортивные, выставочные, зоологические, ботанические, парки при мемориальных сооружениях. Их облик соответствует назначению. Мемориальные парки отличаются торжественностью, монументальностью, детские "сказочной" тематикой оформления, уменьшенными масштабами, ботанические особой декоративностью.
В парках, создаваемых на базе лесных массивов (Голосеевский лес в Киеве, Вингис в Вильнюсе, Измайловский парк в Москве), раскрываются эстетические возможности лесной среды, в которую необходимые элементы благоустройства включаются так, чтобы не нарушить сложившуюся экологическую закономерность и вместе с тем придать ей максимальную художественную выразительность. В городах, особенно расположенных в степной или полупустынной зоне, парки в сочетании с водными бассейнами заметно способствуют улучшению окружающей среды (парк имени 20-летия ВЛКСМ в Караганде, парки в Душанбе, Ташкенте, Навои и др.). Парки Закавказья иногда располагаются на крутых склонах, в узких горных долинах и каньонах, что придаёт им большую живописность (Нагорный парк имени С. М. Кирова в Баку, парк на горе Мтацминда в Тбилиси). В этих парках устраиваются сложные системы террас, лестниц и подпорных стен. В 60-80-х гг. в связи с размахом гидротехнического строительства и осушительных работ многие новые парки располагаются в ранее затапливавшихся паводками речных долинах, на островах, побережьях естественных и искусственных морей, а также водохранилищ ("Острова юности" в Иркутске, Днепровский гидропарк в Киеве, Южно-Приморский парк имени В. И. Ленина в Ленинграде). Некоторые парки создаются на рекультивируемых землях, на отработанных карьерах заводов (Московский парк Победы в Ленинграде), на карьерах, связанных с добычей полезных ископаемых (Александровский парк в Орджоникидзе, парк культуры и отдыха в Кохтла-Ярве в Эстонии). Для современных парков характерны свободные пейзажные и регулярные пространств, построения, основанные на художественной интерпретации естественных ландшафтов и включающие регулярно распланированные зоны. Среди крупных советских паркостроителей В. И. Долганов, Л. А. Ильин, В. Д. Кирхоглани, Е. И. Катонин, А. Я. Карр, М. П. Коржев, М. И. Прохорова, Л. И. Рубцов, Н. Н. Степанов.
А. Ленотр (Франция). "Полуденные партеры" парка в Версале. 1660-е гг.
Регулярный парк в Кускове (Москва). 1750-е гг.
Литература: В. Я. Курбатов, Сады и парки, П., 1916; Т. Б. Дубяго, Русские регулярные сады и парки, Л., 1963; Ландшафтная архитектура, Сборник, М., 1963; Л. С. Залесская, Курс ландшафтном архитектуры, М., 1964; Саймондс Дж. О., Ландшафт и архитектура, перевод с английского, М., 1965; Л. И. Рубцов, Проектирование садов и парков, 2 издание, М., 1973; Д. С. Лихачев, Поэзия садов, Л., 1962; Jellicoe G. A., Studies in landscape design, v. 1-3, L., 1960-70; Colvin В., Land and landscape, 2 ed., L., 1970; Neuray G., Architecture des parcs et jardins, Brux., 1973; Laurie M., An introduction to landscape architecture, N. Y., 1975. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)