Художественная энциклопедия - таиланд
Связанные словари
Таиланд
С XIV в, складывались основные принципы градостроительства Таиланда. Города (Аюттхая, Бангкок), обнесённые кирпичными стенами с листовидными зубцами, имели прямоугольную планировку; улицами часто служили многочисленные протоки и каналы. В центре города располагались грандиозные дворцы или сложные по формам большие храмовые комплексы, богато украшенные резьбой, многоцветной мозаикой и росписями. С архитектурой было связано развитие скульптуры, в огромном количестве размещавшейся в храмах, в виде стоящих или сидящих статуй Будды, образующих галереи, или в виде опоясывающих храм динамичных фризов из пляшущих обезьян, демонов, птиц и птицелюдей (кинар). Пластическая выразительность скульптуры постепенно сменялась внешней декоративностью. С XIV в. известна стенная живопись темперой росписи на темы жизни Будды в храмах Аюттхаи (XV в.), сцены из "Тосачаты" и "Рамаяны" в храмах Бангкока (XVIII-XIX вв.). Композиция, колористическое решение, масштаб деталей подчинены общему замыслу решения интерьеров. В XIX в. получили распространение живопись темперой на деревянных досках, акварельная миниатюра. С конца XIX в. и особенно с 1950-х гг. в городах Таиланда ведётся интенсивное строительство по западноевропейским и американским образцам. Прогрессивные художники (Фуа Харабитак, Тави Нандакван, скульптор Хъен Йимсари, график Манита Пу Ари), следуя европейскому реализму, стремятся сохранить традиционные особенности национального искусства.
В декоративно-прикладном народном искусстве основное место занимают лаковая живопись (с XVII в.), изготовление изделий из буйволовой кожи, резьба по дереву, чеканка по серебру, ткачество, тиснение.
Будда, осенённый капюшоном семиголового дракона Наги в вате Че Тао в Саванкхалоке. 13 14 вв.
Дворцовый ват Пра Срисанпет в Аюттхае. Конец 15 начало 16 вв. Чеди.