Художественная энциклопедия - татарская автономная советская социалистическая республика
Связанные словари
Татарская автономная советская социалистическая республика
После Октябрьской революции 1917 в Татарии разворачивается широкое гражданское и промышленное строительство, реконструируются старые и создаются новые города и посёлки (Нижнекамск, Шапши и др.). В зодчестве 20-30-х гг. распространяется конструктивизм (Дом печати в Казани, 1933-37, архитектор С. С. Пэн). Со второй половины 30-х гг. чаще используются классицистические архитектурные формы и декоративные приёмы татарского народного искусства (Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля, 1933-56, архитекторы Н. А. Скворцов, И. Г. Гайнутдинов). Для архитектуры второй половины 50-х начала 80-х гг. характерен переход к более рациональным и лаконичным объёмнопространственным решениям (Речной вокзал, 1962, архитектор Гайнутдинов, и цирк, 1967, архитектор Г. М. Пичуев, в Казани), к индустриальным методам массового жилищного строительства (застройка города Брежнев, архитектор Б. Р. Рубаненко, Е. И. Кутырев и др.).
После создания в Казани (в 1923) филиала АХРР, во главе которого стояли художникиреалисты Беньков, П. А. Радимов и др., интенсивно формируются национальные кадры художников (Б. И. Урманче, С. С. Ахун, Н. К. Валиуллин, Ф. Ш. Тагиров и др.). В 30-х гг. и в период Великой Отечественной войны 1941-45 работали В. К. Тимофеев, К. Е. Максимов, Г. В. Житков, Н. М. Сокольский, Г. А. Рахманкулова, М. В. Васильева; большое распространение получил агитплакат (И. Е. Бобровицкий, Э. Б. Гельмс). В 50-80-х гг. плодотворно развиваются историкореволюционный и бытовой жанры (И. В. Рафиков, Г. А. Рахманкулова, Л. А. Фаттахов, И. М. Халилуллов, Х. А. Якупов, И. К. Зарипов и др.), портрет (В. И. Куделькин, С. А. Ротницкий), пейзаж (Н. Д. Кузнецов, С. О. Лывин, К. Е. Максимов, М. У. Усманов); в скульптуре выделяются острохарактерные портреты, созданные Урманче, монументальные произведения В. М. Маликова, жанровые и сказочные образы Н. И. Адылова, Г. А. Зяблицева, Р. X. Нигматуллиной. В области станковой и книжной графики работают Е. В. Киселёва, И. К. Колмогорцева, Л. А. Потягунин и др.
В 1938 организовано Татарское отделение СА СССР (с 1983 Татарская организация СА РСФСР), В 1939 основан Союз советских художников Татарской АССР (с 1968 СХ Татарской АССР).
И. К. Колмогорцева. Иллюстрация к татарской народной сказке "Гюльчечэк". Цветная линогравюра. 1966.
Накосник (чулпы). Вторая половина 19 в.
Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1972; С. М. Червонная, Художники Татарии, Казань, 1974; Ф. Валеев X., Архитектурно-декоративное искусство казанских татар..., Йошкар-Ола, 1975; Изобразительное искусство Советской Татарии. Альбом, М., 1983; А. Б. Файнберг, Художники Татарии, Л., 1983. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)