Художественная энциклопедия - возрождение северное
Связанные словари
Возрождение северное
культура европейских стран, расположенных к северу от Альп (Нидерланды, Германия, Франция; отчасти – Англия и Испания), где в 15–16 вв. произошёл расцвет изобразительных искусств и архитектуры во многом под влиянием Италии. Эти страны не обладали собственным античным наследием, как это было в Италии, где памятники древнеримской эпохи находились в каждом городе. Северное Возрождение выросло из готики и сохранило с ней тесную связь; новые гуманистические идеи соединились со средневековыми традициями. В отличие от итальянцев, в произведениях которых человек был героизирован и возвышен, представал «мерой всех вещей» и властелином природы, нидерландские и немецкие художники не утратили ощущения грандиозности и величия мироздания, где человек, камень, цветок – в равной мере драгоценные «перлы творения». Итальянский Ренессанс видел людей сквозь призму прекрасного идеала; Северное Возрождение стремилось передать индивидуальную неповторимость человека и его окружения (отсюда интерес к интерьеру, натюрморту, пейзажу, тогда как в итальянской живописи преобладал возвеличивающий человека портрет). В искусстве северных стран было больше внутренней противоречивости, неравномерно развивались различные виды искусства. Ренессансные принципы воплотились прежде всего в живописи, графике и книжной миниатюре. Возрождение не сложилось здесь в цельную стройную систему, применение классических пропорций и прямой перспективы не было всеобъемлющим; художники широко использовали унаследованные от готики условные приёмы, добиваясь большей эмоциональной выразительности. Очень рано были найдены самостоятельные и смелые реалистические решения, северные мастера проявили редкую наблюдательность в изображении человека, природы, мира вещей. Революционным открытием в Нидерландах стала техника масляной живописи (Ян ван Эйк), повсеместное распространение которой дало художникам невиданные прежде возможности в воссоздании многообразия окружающего мира. В Германии И. Гуттенбергом было изобретено книгопечатание (1450). Среди крупнейших представителей Северного Возрождения были: Я. ван Эйк, Х. Босх, П. Брейгель Старший в Нидерландах; А. Дюрер, М. Нитхардт, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший в Германии; Ж. Фуке, Ф. Клуэ и Ж. Гужон во Франции.
Я. ван Эйк. «Гентский алтарь» с раскрытыми створками. 1432 г. Собор Св. Бавона. Гент
Я. ван Эйк. «Гентский алтарь» с закрытыми створками
М. ван Реймерсвале. «Сборщики податей». Сер. 16 в.
Х. Хольбейн Младший. «Портрет Эразма Роттердамского». 1523 г. Лувр. Париж
Д. Баутс. «Таинство причастия». Центральная часть триптиха. 1464—67 гг. Церковь Св. Петра. Лувен
Предвестием новой эпохи на рубеже 14–15 вв. стал расцвет живописи и книжной миниатюры в Бургундии – центре утончённого рыцарского готического искусства, где работали нидерландские живописцы Ж. Малуэль и его племянники братья Лимбург, М. Брудерлам и скульпторы К. Слютер и К. де Верве. В 15 в. в Нидерландах сложилась самобытная школа живописи (Я. ван Эйк, Р. Кампен, П. Кристус, Р. ван дер Вейден, Д. Баутс, Гертген тот Синт Янс, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг). Художники не увлекались научно-теоретическими исследованиями, не стремились к возрождению античных образов; гуманистическая направленность их искусства воплотилась в одухотворённости человека и окружающего его пространства, в любовной передаче тончайших особенностей цвета, формы, фактуры предметов. Каждая деталь в их картинах – неповторимая и драгоценная частичка мира и в то же время – поэтический символ. Буквальное перенесение на местную почву итальянского опыта породило в 16 в. направление «романизма» с его аристократическими, стилизованными формами. Самобытное нидерландское искусство в кон. 15–16 вв. обратилось к реальному миру и народной жизни; развивался портрет, в картинах на библейские и мифологические сюжеты всё заметнее становились элементы бытового жанра, пейзажа, натюрморта (Л. Лейденский, Й. Патинир). К. Массейс, П. Артсен и М. ван Реймерсвале писали лавки менял и конторы сборщиков налогов, кухни и рынки; образы народного искусства оживали в произведениях Х. Босха, П. Брейгеля Старшего. Архитектура в Нидерландах, как и в других северных странах, в 15 в. сохраняла в основном готический облик, однако стали строить больше общественных зданий – ратуш, помещений для цехов и гильдий.
Н. Хиллиард. «Юноша среди розовых кустов». 1588 г.
Расцвет искусства в Германии был драматичным и кратковременным; в нём сложно переплелись старое и новое, национальное и заимствованное из Италии, светское и религиозное. В 15 в. живопись развивалась почти целиком в церковном русле; лишь эпизодически появлялись светские черты (Л. Мозер, Х. Мульчер, М. Шонгауэр, К. Виц). Немецкое Возрождение пережило яркий расцвет в кон. 15 – нач. 16 в. (А. Дюрер, М. Нитхарт, Л. Кранах Старший, А. Альтдорфер, Х. Хольбейн Младший в живописи и графике; Т. Рименшнейдер, Ф. Штос, А. Крафт, П. Фишер в скульптуре). Новые тенденции были прерваны, уступив дорогу искусству маньеризма.
Во Франции развитие ренессансного искусства опиралось, наряду с традициями местной готики, и на знакомство с античными памятниками, сохранившимися на юге страны. Поддерживались активные культурные связи с Италией и Нидерландами. Французское искусство отличают изящество, лиризм и одновременно редкая наблюдательность, острота в восприятии окружающего мира (картины и книжные миниатюры Ж. Фуке, С. Мармиона, т. н. Мастера из Мулена; скульптуры М. Коломба). В 16 в. французское Возрождение переживает расцвет (живописные и графические портреты Ж. и Ф. Клуэ, Э. Дюмустье; скульптуры Ж. Гужона, Ж. Пилона, П. Бонтана). В придворном искусстве реализуются тенденции маньеризма (школа Фонтенбло). В архитектуре в 15 в. складывается тип особняка-«отеля»; в 16 в. расцветает дворцовое зодчество (П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан), строятся замки (Амбуаз, Блуа, Шамбор), отличающиеся изысканностью архитектурных форм.
Замок Шамбор. 1519—59 гг. Франция
В Англии наметившиеся в кон. 14–15 в. ренессансные веяния были прерваны внутренними войнами и реформами Генриха VIII. В 16 в., во многом под влиянием работавшего в Англии Х. Хольбейна Младшего, отголоски искусства Возрождения становятся заметными в миниатюрном портрете (Н. Хиллиард); отчасти в усадебном строительстве.
На Пиренейском полуострове лишь к кон. 15 в. завершилась освободительная война против арабов. В испанском искусстве соединились героические идеалы и религиозный аскетизм, яркая национальная самобытность и следы влияния прихотливой арабской культуры (П. Берругете). В 16 в. усилилось влияние итальянского искусства (портреты А. С. Коэльо). Пронзительная одухотворённость отличает произведения Эль Греко.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)