Словарь литературных терминов - анакруса
Связанные словари
Анакруса
«О надеждах и муках иных вспоминать
В вас тайная склонность кипит».
(«Земля и небо»).
Действительно, в первом стихе этого двустишия, представляющем из себя четырехстопный амфибрахий, «о» добавлено к метру. В этом же стихотворении «Земля и небо» имеем мы и базы, как, напр., в стихе:
«Нам небесное счастье темно»
(ударное «нам» добавлено к трехстопному амфибрахию) или в стихе:
«Нас тревожит неверность надежды земной»
(ударное «нас» прибавлено к 4-стопному амфибрахию).
Уже из приведенных примеров ясно, что анакрусы и басы могут образовывать в известном стихотворении целую систему, что в самом деле и имеет место в стихотворении Лермонтова «Земля и небо». Роль анакрус и бас в основном сводится к ритмическому обогащению стиха, ибо они нарушают однообразие метра. Так, напр., в исключительном по своему ритму стихотворении Тютчева «Последняя любовь» мы имеем анакрусу в стихе:
«Любви последней, зари вечерней»
(добавлен слог «ней» — последней — к 4-стопному ямбу) или распространенную басу в стихе:
«Лишь там на западе брезжит сияние»
(баса из двух слогов — спондей — «лишь там» — добавлена к 4-стопному ямбу).
Своеобразное значение имеют порой анакрусы и басы у Лермонтова. Подобно тому, как и enjambement (см. это слово) часто играет у него не столько ритмическую, сколько тематическую роль, — выдвигая важное по своему смыслу слово, — так и анакрусы и басы часть служат ему лишь для утверждения смысловой значимости стиха. Вот, например, строфа из того же стихотворения «Земля и небо», которое мы цитировали выше:
«Как землю нам больше небес не любить,
Нам небесное счастье темно,
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно».
Мы имеем здесь во втором стихе басу «нам», а в четвертом анакрусу «но». Совершенно, однако, очевидно, что эти добавления имеют лишь смысловое значение. Действительно, ритма стиха они не обогащают и синтаксически они тоже не нужны, ибо соответственные стихи грамматически правильны и без них. Но эти слова «нам» и «но» ярче оттеняют в стихотворении контрастность «земного» и «небесного» и большую приверженность людей к «земле», почему Лермонтов и вставил их.
Я. Зунделович.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель
Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского
1925