БИОГРАФИЯ (греч. bios жизнь и grafo — пишу; жизнеописание) — последовательное изображение жизни какого либо лица от рождения его до смерти. Задача биографа, по определению Т. Карлейля, в том, чтобы «нарисовать верную картину человеческого земного странствования» (Истор. и крит. опыты. Биогр. В. Скотта). Не ограничиваясь простым изложением внешних фактов жизни и этим отличаясь от curriculum vitae и
некролога (см.), Б. ставит себе целью возможно полнее изобразить духовный облик данного лица во всех его проявлениях. Если из биографии выбираются только некоторые характерные черты из жизни и деятельности данного лица, то тогда получается
характеристика. Биогр. литература чрезвычайно обширна. Биографы имелись уже в классической древности; таковы, напр., Плутарх и Тацит. Зап.-Евр. средневековье знало Б. почти исключительно в виде жизнеописаний святых, но с XVI в. появились Б. людей светских. До-петровская Русь с особенной любовью занималась Б. святых, но наряду с этим в словарях того времени, так называемых азбуковниках, встречаются биогр. и другого рода деятелей, напр., древне-греческих философов. Развитие биогр. литературы в России начинается с XVIII в. Материалами для Б. служат дневники, семейные архивы, записки,
воспоминания, письма, автобиографии, некрологи, портреты, продукты творчества и т. д. Особый
вид Б. составляет
автобиография (см.). Б. является совершенно необходимой для историка литературы, которого интересует личность автора изучаемого им памятника. Б. писателя помогает определить круг его интересов и художественных влияний, найти определенные источники творчества. Все ли для историка литературы представляется в Б. писателя равноценным и нужным? Напр., некоторые биографы уделяют внимание таким мелочам, как вопросу о том, курил ли Пушкин. Подобные мелочи историки литературы оценивают по разному. Одни считают, что всякая, даже мельчайшая черта, биографии важна для характеристики писателя, другие же говорят, «что знание Б. писателя важно и ценно для истории лит. постольку, поскольку она выясняет процесс его литературного творчества и обрисовывает его писательскую физиономию. Сведения же о том, сколько, напр., заплатил тот или иной
писатель за кафтан и т. п. совершенно никакого значения но имеют». (В. Н. Перетц. Краткий очерк методологии ист. русск. лит. Петргр. 22). Из биогр. писателей, как на классич. произведения этого рода литературы, обычно указывают: «Фон-Визин» кн. Вяземского; «Кольцов» Белинского; «Крылов» Плетнева; «Державин» Грота. Одним из первых биогр. словарей в России является «Опыт историч. словаря о российских писателях» Н. И. Новикова. Спб. 1772. Из последних изданий — «Критико-биогр. словарь русских писателей и ученых от начала русского
образ. до наших дней» С. А. Венгерова. Пять томов: А. Б. В., но в последних томах алфавит нарушен (Спб. 1889—97, изд. осталось незаконченным). Библиограф. указ. Б.: И. Владиславлев. Что читать Вып. III. Жизнь замечательных людей. М. 1914.
Биогр. имеет чрезвычайно важное значение для целого ряда научных дисциплин, имеющих то или иное отношение к человеческой личности — психологии, истории, педагогики, социологии и пр., поэтому среди некоторых научных деятелей возникла мысль об организации Биогр. Института для систематического, всестороннего научного изучения Б. «Институт должен представлять из себя как бы графическую память человечества, передавая из поколения в поколение накопленный людьми жизненный опыт и знания. Вместе с тем институт должен быть международным адресным столом, где будет зарегистрирован всякий, отметивший так или иначе свой жизненный путь». (Н. Рыбников. Биогр. и их изучение. М. 1920. Биографич. Институт. М. 1920).
Н. Ашукин.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель
Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского
1925