Словарь литературных терминов - импровизация
Связанные словари
Импровизация
А. П. Чехов, — рассказывает в своих воспоминаниях брат писателя, — чуть не каждый вечер выступал в семье в своих собственных импровизациях. То он читал лекцию и изображал при этом старого профессора, то выступал в роли зубного врача, то представлял афонского монаха. Его первое произведение, напечатанное в «Стрекозе» («Письмо к ученому») представляет собою импровизацию. Были и у Достоевского наклонности к шуточным импровизациям (в виде пародии на сцену из Гамлета). Об этом сообщает в своих воспоминаниях фон-Фогт. Художественный образ импровизатора дан Пушкиным в его «Египетских ночах». Для импровизатора, — говорит здесь устами поэта А. С. Пушкин, — не существует ни труда, ни охлаждения, ни того беспокойства, которые предшествуют вдохновению. Чужая мысль, чуть коснувшаяся его слуха, становится его собственностью, как будто бы он с нею носился, лелеял, развивал ее беспрестанно.
Чем объяснить дар импровизации? Как и талант поэтический, он неизъясним. Поэтому тут возможны только некоторые гипотезы.
«Художники — указывает Рибо в своей «Психологии чувств» — имеют по своей природе интенсивное стремление и сильно чувствуют: они переживают в мечтах оргии, любовные приключения, кровавые драмы, самопожертвования, добродетели и пороки всякого рода... Интенсивное представление должно объектироваться, т. е. из внутреннего обратиться во внешнее, и этого оно достигает двояким способом: путем реального акта — такова участь большинства людей; путем создания произведения искусства, которое освобождает от неотступного желания; это свойство художников». Последние, чтобы они начали творить, нуждаются зачастую в определенном стимуле. Большей частью эти стимулы — душевное настроение или явление внешнего мира, вызывающее работу памяти, воображения. Так, напр., Л. Н. Толстого на создание «Хаджи Мурата», как он об этом рассказывает, натолкнул куст «татарина», который он заметил, возвращаясь однажды домой полями «Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти были когда-то красные, теперь же были черные... И мне вспомнилась, — говорит он далее, — одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев и часть вообразил себе».
Не всегда, разумеется, факты и события в жизни, обращающие на себя усиленное внимание художника, тут же настраивают его на творческую работу; тем более, что вседневная обстановка не всегда позволяет художнику предаваться вдохновенному труду. Однако, за порогом сознания, в поэтическом «я» работа ни на минуту не приостанавливается. Облекаясь в свои покровы, образы живут своей интенсивной жизнью и только ждут своей очереди.
«В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды», — пишет в одном из своих писем к А. С. Суворину А. П. Чехов (т. II, стр. 208).
И вот, переходя к вопросу об импровизации, мы можем допустить, что заданная импровизатору тема, и есть именно эта команда для просящихся наружу образов, которых у него всегда много, т. к. он беспрерывно наблюдает людей и жизнь и не бесстрастно, а всеми фибрами своей души, обогащаясь каждый раз новыми переживаниями.
И если даже заданная тема не будет командой для образов, просящихся наружу и выхваченных художником из личного опыта и наблюдений, то она будет командой для образов, теснящихся, как мы указали выше, в воображении.
Но по команде пишет любой художник — правда, доносящейся только до его внутреннего слуха и, следовательно, понятие «импровизация» можно расширить, называя им всякое художественное произведение в тот момент, когда оно создается начерно, в первой своей редакции. Конечно, с оговоркой — образы импровизированные, тем самым, что предстали перед публикой, поблекли уже в глазах художника, порвали с его душой свои интимные связи и умерли. В то время, как художественное произведение, впервые занесенное на бумагу, еще только начинает жить своей новой жизнью. Его художник опять и опять переделывает, внося в него новые варианты, пока оно не увидит света и тоже, как импровизация, поблекнет, станет отрезанным ломтем, упавшим с дерева плодом.
——
В истории народного творчества импровизация занимает видное место. Народные песни в том виде, как мы их знаем, в эмбриональном периоде представляют из себя одни импровизации. Как указывает А. Веселовский («Три главы из исторической поэтики»), текст, сопровождающий синкретические игры, у всех почти народов импровизируется. У кафров, например, присутствующие по очереди импровизируют какую-нибудь фразу, на которую отвечает хор.
Рядом с подобными импровизациями в истории народного творчества должны быть отмечены импровизации по поводу.
Когда, например, Дарвин приехал на Таити, одна девушка сложила про него четыре строфы, исполнение которых сопровождалось хором. Лопарь воспевает всегда то, что видит и слышит в данную минуту, приезд путешественника, чиновника и т. д.
В Италии, особенно в XVI и XVII в.в., было много импровизаторов в период расцвета commedia dell'arte (см. это слово).
Э. Лунин.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель
Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского
1925