Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь литературных терминов - поэзия мировой скорби

Поэзия мировой скорби

ПОЭЗИЯ „МИРОВОЙ СКОРБИ“ представляет одну из самых ярких страниц истории всемирной литературы. Временем ее наибольшего развития был конец XVIII в. и начало XIX в., когда она и получила свое наименование, впервые в Германии, Weltschmerz'a, т.-е. «скорби о мире», но отдельные проявления ее наблюдаются как значительно раньше, так и позже этой эпохи. «Мировая скорбь» стоит в тесной связи с развитием пессимистического миропонимания или мироощущения, которое находило себе то или другое выражение почти во все времена и у всех народов. Пессимистические жалобы на жизнь раздавались в древне-еврейской литературе: ими полон «Эклезиаст». Начиная с греков, отдельным народам свойственно было считать свое время наихудшим. У Гомера и Гезиода, а в особенности у трагиков: Эсхила, Софокла и Эврипида встречаются глубоко-скорбные мысли: «нет ничего на свете несчастнее человека»; «лучше совсем не родиться, а для родившихся — самое лучшее поскорее умереть». Подобные же скорбные ноты не редкость и в римской литературе, особенно у поэта-философа Лукреция в его поэме «О природе вещей», которая является одним из ранних изложений материалистического миросозерцания. В средние века пессимистическое настроение питалось суровыми аскетическими тенденциями, набрасывавшими мрачный оттенок на природу человека; поэтому низкая оценка жизни встречается и у поэтов того времени (Гартман фон дер Ауэ, Вальтер фон дер Фогельвейде и др.). В эпоху жизнерадостного Возрождения, восставшего против крайностей аскетизма и провозгласившего принцип наслаждения жизнью, зародились, однако, более или менее осознанные настроения, предваряющие будущую «мировую скорбь»: глубокой меланхолией подернут духовный облик первого гуманиста я вдохновенного лирика Петрарки (1304—1374); он сквозит и в «Песеннике», и в исповеди «Secretum»; своему состоянию разочарования, недовольства жизнью, душевного разлада поэт сам ставил диагноз и давал ему имя «acedia», в которой некоторые критики не без основания видят первообраз мировой скорби. Первые художественные типы разочарованных людей создал Шекспир (1564—1616) в лице меланхолика Жака («Как вам угодно») и, в особенности, Гамлета, у которого намечаются уже все основные элементы «мировой скорби»: пессимистическое понимание жизни, меланхолическое настроение, мучительные думы над загадками бытия, отсутствие душевной цельности и равновесия, внутренний разлад, мысли о смерти и т. д. Два столетия спустя, гамлетовское настроение упало на крайне благоприятную почву у новых гуманистов эпохи «Просвещения» и дало обильные плоды. Первыми провозвестниками наступающей «мировой скорби» явились в XVIII в. английские писатели: мрачный сатирик Свифт (1667—1745), глубокий меланхолик, автор «Ночей» Юнг (1681—1765), т. н. Оссиан с его элегическим тоном и др. Гуманисты эпохи «Просвещения», отдавшие себя на служение человечеству, задумавшие полное переустройство общественно-политической и частной жизни на новых, более совершенных и справедливых началах, особенно глубоко ощутили непримиримое противоречие между идеалом и жизнью, возвышенными представлениями о назначении человека и действительным положением его на земле. Вот почему в их оптимистическое в общем настроение, унаследованное от эпохи Возрождения, врываются порою пессимистические переживания и тоны. Наиболее яркое выражение дал им Ж. Ж. Руссо (1712—1778) в «Новой Элоизе», «Исповеди», «Странствованиях одинокого мечтателя» и др.; именно его идеалы, отрицавшие весь внешний и внутренний строй современной культуры и общества, особенно резко разошлись с неприглядною действительностью, что и заставило его глубоко задуматься над вопросом о возможности счастья в здешней жизни, причем начала сентиментализма, которые он проводил в поведении и творчестве, еще более изощряли его чувствительность к невзгодам и изъянам человеческого существования. Поэтому все его идеалистические порывы получили меланхолическую окраску, и крупные темные нити «мировой скорби» вплелись в светлую ткань его оптимизма. Его Сен-Прэ, обуреваемый страстями, недовольный ни людьми, ни собою, мечущийся по свету, чтобы разогнать тоску, его снедающую, явил пример «мирового скорбника», увлекши за собою и других писателей. Все поклонники Руссо, т.-н. руссоисты, воспринимая его общее учение, столь расходившееся с окружающим, впитывали в себя и его скорбные вопли и находили им оправдание в личных переживаниях. Таковы были поэты эпохи «бурных стремлений» в Германии с Гете (1742—1832) во главе, который в юношеском романе «Страдания молодого Вертера» дал психологически углубленный и художественно законченный тип «мирового скорбника», затмивший собою менее рельефную и плаксивую фигуру героя Руссо. В Вертере он нарисовал благородного идеалиста, вступившего в жизнь с самыми высокими и гуманными побуждениями, с раскрытым сердцем и просвещенным умом, но предъявлявшего такие требования, которые эта жизнь не могла удовлетворить, вследствие чего получилось глубочайшее разочарование, поведшее к самоубийству. Вертеризм имел большое распространение не только в немецкой, но и других литературах. Ноты мучительной неудовлетворенности звучат и в монологах Фауста (первой части).

После потрясающих событий французской революции 1789 г., не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд и поведшей к крушению идеалов, которыми жило XVIII столетие, в эпоху наступившей повсюду мрачной реакции, пессимистическое настроение лучшей части общества еще более усилилось; первые десятилетия XIX в. ознаменованы расцветом поэзии «мировой скорби», которая уже не довольствовалась сентиментализмом Вертера. Шатобриан (1708—1847) создал в лице Ренэ (1802) новый вариант типа «мирового скорбника», придав ему черты демонизма, гордости, загадочности, непримиримости. В свою очередь, Ренэ оказал влияние на близкие к нему типы Обермана («Obermann», 1804), — Сенанкура — (1770—1846), Адольфа («Adolphe», 1816), Бенжамена Констана (1767—1830) и др. После этого французского начала, поэзия «мировой скорби» нашла себе особенно яркое проявление в Англии, в творчестве Байрона (1788—1824), который силою своего таланта и рельефностью созданных им типов разочарованных в жизни скорбников превзошел всех своих предшественников, представив богатую галлерею их, начиная с Чайльд-Гарольда и кончая Манфредом и Каином. В поэзию «мировой скорби», развившуюся на почве сентиментализма XVIII в., он внес новые элементы энергии, деятельности, борьбы, протеста против разгула реакционных сил и вдохновенной проповеди свободы. Пассивного Вертера, сломившегося от неудачливой любви, и такого же Ренэ, замкнувшегося в беспредельном эгоизме, заменяют демонические Конрады и Лары, ищущие применения своих сил, и титанические Манфреды и Каины, падающие жертвами своего человеколюбия; тем выразительнее выступает их «скорбь», принимающая действительно «мировой» характер. До беспросветного пессимизма Байрон, однако, не доходит; благородный идеалист, он не теряет надежды на лучшие судьбы человечества в будущем. Его настроение и поэтическое его отражение получили название байронизма (см.), разлившегося широкой волной по всем европейским литературам. Одновременно с ним писал итальянский поэт Леопарди (1799—1837), пессимизм которого дошел до крайних пределов и свелся к полному отрицанию жизни и восхвалению смерти. У австрийца Ленау (1802—1850), затронутого влиянием Байрона, пессимизм зиждется преимущественно на личных переживаниях и не доходит до последнего вывода Леопарди. У Альфреда де-Виньи (1797—1863), который, подобно Леопарди, дает философское обоснование своему пессимизму, печальное миросозерцание ведет к проповеди любви и сострадания к людям. Следует иметь в виду, что после Байрона нередко трудно бывает отличить «байронизм» от других более или менее самостоятельных течений поэзии «мировой скорби».

Расцветом в эпоху романтизма не ограничилась поэзия «мировой скорби» и продолжала свое развитие и во вторую половину XIX в. под влиянием, как общих причин, так и систем философского пессимизма, созданных Шопенгауэром и Гартманом. Французская поэтесса Акерман (1819—1890) издала уже в старости томик стихотворений, свидетельствующих о живучести «мировой скорби», отдаленные звуки которой не редкость встретить и у многих других современных писателей самых различных национальностей. Отголоски ее мы находим и в произведениях Тургенева, особенно в «Стихотворениях в прозе».

БИБЛИОГРАФИЯ.

Н. Стороженко. Поэзия мировой скорби («Из области литературы». М. 1901). Н. Котляревский. Мировая скорбь в конце XVIII в. и в начале XIX в. 2-е изд. СПБ. 1910. Джемс Селли. Пессимизм. Перев. В. Яковенко. СПБ. 1893. Erich Schmidt. Richardson, Rousseau und Goethe, Jena, 1877. Де-ла-Барт. Шатобриан и «мировая скорбь» во Франции. Киев, 1905. Ю. Веселовский. Леопарди («Литературные очерки». М. 1900). А. Веселовский. Байрон. 2-е изд. М. 1914 Hermenjat. Werther et les frères de Werther Lausanne 1892. См. также библиографию при ст. «Байронизм».

Академик М. Розанов.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель

Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского

1925

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое поэзия мировой скорби
Значение слова поэзия мировой скорби
Что означает поэзия мировой скорби
Толкование слова поэзия мировой скорби
Определение термина поэзия мировой скорби
poeziya mirovoy skorbi это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины