Энциклопедия античных писателей - аммиан марцеллин
Связанные словари
Аммиан марцеллин
Аммиан Марцеллин
Аммиан Марцеллин, Ammianus Marcellinus, ок. 330-ок. 395 гг. н. э., латинский историк. Родился в Антиохии, в семье, несомненно принадлежавшей к привилегированной прослойке. В 353 г. был причислен к штабу Урсицина, которого затем сопровождал в Галлии и Месопотамии. В 363 г. Принял участие в походе Юлиана Отступника против персов. После его смерти вернулся в Антиохию. Вероятно, между 363 и 380 гг. предпринял путешествия по Египту, Греции, Фракии. Ок. 380 г. перебрался в Рим, где поддерживал дружеские отношения с представителями языческой аристократии (К. Аврелий, см. Симмах). Родным языком А.М. был греческий, но свое произведение Rerum gestarum libri qui supersunt он написал по-латыни. Оно состояло первоначально из 31 книги и охватывало период римской истории с 96 г., то есть с момента вступления на трон императора Нервы, вплоть до битвы с готами под Адрианополем в 378 г. Затем должно было быть написано продолжение Истории Тацита, которое заканчивалось смертью Домициана в 96 г. Тринадцать первых книг А.М. пропали. Они охватывали 256-летний период (96-352 гг.); они могли впоследствии составить руководство по римской истории этого периода. Сохранившиеся книги (XIV-XXXI) представляют события 26 лет (353-378 гг.); по сравнению с погибшей часть отличаются большей точностью, что понятно, ибо А.М. сам был свидетелем описываемых событий. Именно поэтому уцелевшая часть произведения А.М. является важнейшим источником сведений об истории этого периода. А.М. вначале имел намерение закончить свой труд смертью Юлиана (363 г.). О таком плане свидетельствует прежде всего вступление к XV-XXV книгам, выдвигающее на первый план личность Юлиана; можно также говорить о влиянии биографии на Историю А.М. Развитие действия разнообразят довольно частые отступления, которые делятся на географо-этнографические, общественно-политические и естественнонаучные, а также речи, построенные в соответствии с основополагающими правилами риторики, и письма. Повествование очень живое и не растянутое, в общем правдоподобное, даже в деталях. А.М. не пишет безлико. Он, к примеру, не скрывает своего глубокого восхищения Юлианом Отступником, хотя и не страдает некритичностью. Сам язычник, он уважает христиан и христианство. Произведение А.М. представляется последним крупным историческим произведением языческой античности, провозглашающим веру в бессмертие Рима и его могущество.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998