Энциклопедия античных писателей - апулей луций
Связанные словари
Апулей луций
Апулей Луций
Апулей Луций, Apuleius, Lucius (?), род. ок. 125 г. в Мадавре, в Нумидии, ум. после 170(?) г., римский писатель, оратор, философ. Происходил из состоятельной римской семьи, издавна осевшей в Африке. А. получил глубокое и всестороннее образование. Начатки наук изучал на родине, затем учился в Карфагене и в Афинах, где познакомился с философией Платона. Много путешествовал, особенно по Греции и Востоку, где он столкнулся со многими культами и мистериями. В Риме выступал как оратор и адвокат, а также начал литературную деятельность. Возвратившись в Африку женился в Эе (сегодня: Триполи) на состоятельной вдове Пудентилле, много старше себя. Родственники жены обвинили его в том, что он склонил ее к браку при помощи колдовства. Оправданный (158 г.), тем не менее оставил Эе и переехал в Карфаген, где прославился как философ, оратор и поэт. Он стал жрецом культа императора в провинции Африка. Во многих городах этой провинции произносил публичные речи и читал лекции. А. оставил богатое наследие, включавшее произведения различного содержания. Писал и по-латыни, и по-гречески. Место в истории мировой литературы ему обеспечили Метаморфозы (Metamorphoseon, libri XI) в 11 книгах, единственный сохранившийся латинский роман, основанный на Превращениях Луция из Патр, сокращенный вариант которых Луций, или Осел сохранился под именем Лукиана (однако авторство Лукиана оспаривается некоторыми исследователями). Бытовой роман А. частью фантастико-романтический, частью реалистично-сатирико-комический известен также под названием Золотой осел (Asinus aureus). «Золотой», согласно некоторым интерпретаторам, потому, что произведение было чрезвычайно знаменито, ценилось, как золото; согласно другим название имело целью отделить необычного осла, наделенного разумом и чувствами, от нормальных ослов. А. от первого лица описывает приключения молодого Луция из Коринфа, который приезжает в страну волшебства Фессалию, чтобы научиться магии. По ошибке превращенный в осла, он тем не менее сохраняет человеческий разум и чувства. В своем новом обличье он переходит из рук в руки, переживает удивительнейшие приключения, терпит страдания и унижения, узнает, слышит и видит многие людские пороки, преступления и низости в поисках роз, чтобы, в соответствии с секретами магического искусства, с их помощью вернуть человеческий облик. Наконец милостью богини Исиды он получает искомое из рук жреца и снова становится человеком. С тех пор он служит богине Исиде как ее горячий почитатель и жрец. Он проходит посвящения в ее мистерии, а затем и в мистерии Осириса. Учитывая такое окончание истории, а также подробное описание обрядов культа Исиды и Осириса, А. считается пропагандистом этих мистерий. В научной литературе известно также аллегорическое объяснение романа А.: человеческая душа после многих страданий находит спасение в мистериях. В основной развитие действия А. вплетает множество различных новелл. Наиболее известна повесть об Амуре и Психее, в которую А. вводит платоническую аллегорию, говорящую о спасении человеческой души (Психея) через любовь (Амур). Метаморфозы представляют собой обильный и важный источник исследований бытового уклада античного мира, а также интересны своим богатым разнообразным содержанием и с точки зрения художественной формы. Из речей А. самой значительной представляется Апология, или В защиту самого себя от обвинений в магии (Apologia sive Pro se de magia liber), единственная судебная речь, сохранившаяся от времен Империи. А. защищается от обвинения в том, что он опасен для окружающих. Целью его речи было не только отвести обвинение как абсурдное и высмеять обвинителей как низких и безнравственных профанов, но также продемонстрировать в полной мере свой талант и ученость. Известный оратор, А. много раз выступал публично в разных городах, произнося показательные речи или речи на случай, благодаря чему получил известность, а с ней знаки отличия, памятники, похвальные надписи. Сохранилась антология Флориды (Florida), собрание 23 длинных выписок из его речей различного содержания: восхваления римских чиновников, декламации о греческих писателях и философах, описания стран, людей, животных и природы. Помимо ораторской, А. активно занимался популяризаторской деятельностью в различных областях знания (особенно в отношении философии и естественных наук). А. считался платоническим философом и стремился донести до общественности учение великого учителя. Он написал трактат О Платоне и его учении (De Platone et eius dogmate). Это попытка представить в кратком очерке все учение Платона. В двух книгах А. представил платоновскую естественную философию и этику, связанную с учением о государстве. Оговоренная во вступлении, но не написанная III книга посвященная диалектике, была замещена небольшим сочинением А. с греческим названием Peri hermeneias (О выражениях), называемое также De syllogismus categoricis, сухой очерк формальной логики согласно Аристотелю и перипатетикам. Другое философское сочинение это трактат О божестве Сократа (De deo Socratis), популярное изложение учения Платона о демонах, посредниках между богами и людьми. К демонам А. причисляет духов-покровителей, прикрепленных к каждому человеку, а следовательно, и к Сократу. Поскольку произведение затрагивало вопрос, интересующий и язычников, и христиан, оно сыграло значительную роль в средневековой демонологии. Под именем А. сохранилось также сочинение О Вселенной (De mundo). Вольное переложение греческого трактата, приписываемого Аристотелю. А. называл себя платоническим философом, однако его платонизм носит эклектический характер. К учению Платона примешиваются восточные, пифагорейские, неопифагорейские, а также египетские и даже иудейские элементы. Несмотря на это, именно влияние А. долгие годы формировало знания об учении Платона. А. был плодовитым писателем, но многие его произведения погибли. Среди них стихотворения на латинском и греческом языках, речи, научные трактаты и др. Под именем А. сохранилось много сочинений, незаслуженно ему приписанных, например, гимн к Эскулапу, герметический трактат (см. Герметические сочинения) в форме диалога под названием Асклепий. Творчество А., особенно Метаморфозы, а более всего повесть об Амуре и Психее, нашло множество знаменитых подражателей и переводчиков (Боккаччо, Сервантес, Лесаж, Вольтер, Дидро, Гоголь). Прославленные художники использовали сюжеты его произведений в своем творчестве (Рафаэль, Клингер, Канова). Среди 80 статуй, украсивших гимназию Зевксиппа в Константинополе, римская литература представлена кроме Вергилия только А.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998