Энциклопедия античных писателей - арриан
Связанные словари
Арриан
Арриан
Арриан, Arrianos, из Никодемии в Вифинии, ок. 95-175 гг. н.э., греческий историк. Грек, римский гражданин, в юности слушал выступления Эпиктета в Никополисе в Эпире. В царствование Адриана исполнял высокие административные должности. В 131-137 гг. был наместником в Кападокии. Тогда же он курировал черноморское побережье; защищал провинции от набегов аланов. Ок. 140 г. осел в Афинах, где был архонтом эпонимом и пританом. Пребывание в Афинах период его интенсивнейшего литературного творчества. Самые ранние произведения А. представляют собой философские сочинения, созданные под влиянием учения Эпиктета: Диатрибы Эпиктета (Diatribai Epiktetu; fr.), Разговоры (Homiliai) и Руководство (Encheiridion), которое является компиляцией двух предшествующих. Эти произведения, лишенные стилистических украшений, дают правильное изложение выступлений Учителя и потому представляются чрезвычайно ценными в качестве источника сведений о философии Эпиктета, который не оставил собственных сочинений. Периодом наместничества А. в Каппадокии датируется Плавание по Понту Эвксинскому, т.е. по Черному морю, отчет в форме письма к императору, заключающий в себе описание черноморского побережья, и небольшое сочинение под названием Аланика (Alanike), посвященное тактическим нововведениям, обязанным своим появлением опыту борьбы с аланами. Во время пребывания в Афинах было создано самое значительное произведение А. Поход Александра Великого (Anabasis Aleksandru) в 7 книгах. Это произведение принесло А. славу хорошего историка. В то время, когда эпоху и деяния Александра уже заслонили легенды, А. старается показать Александра и его военные действия объективно, обращаясь с этой целью к самым ранним и наиболее достойным доверия источникам: писаниям Птолемея Лагида и Аристобула, сподвижников Александра. Дополнением к этому сочинению служит Описание Индии (Indike). Оно представляет собой этнографо-географическое описание Индии времен похода Александра. А. опирается в первую очередь на отчет Неарха о морском путешествии из устья Инда до устья Евфрата, а также на Описания Индии Мегасфена и Географию Эратосфена. Исчезло сочинение А. Ta met Aleksandron (история посталександрийской эпохи) в 10 книгах, описывающее события ближайших лет после смерти Александра. А. опирался в нем на изложение истории диадохов Иеронимом Кардианским. Также не сохранились История Парфии (Parthiaka) в 17 книгах, содержавшая историю парфян и уделявшая особое внимание Парфянским войнам Траяна, и История Вифинии (Bithyniaka; fr.) в 8 книгах, представляющая историю Вифинии до 174 г. до н. э., то есть до смерти Никодема IV, который завещал свое царство Риму. К более мелким историческим сочинениям А. принадлежали 2 пропавшие работы по истории Сицилии и тоже не сохранившаяся биография разбойника Тиллибора. Сохранилось сочинение Об охоте (Kynegetikos), ,опирающееся на аналогичное сочинение Ксенофонта и созданное , вероятно, тоже во время пребывания в Афинах. А. писал на аттическом диалекте, за исключением Описания Индии, где -возможно, по примеру ионийских логографов воспользовался ионийским диалектом. Образцом для А. был Ксенофонт, которому он подражал не только в малых сочинениях, но и в Походе (название, число книг). Произведения А. не обременены риторикой, написаны лаконично, доступным и ясным языком, что в древности принесло ему славу выдающегося писателя.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998