Энциклопедия античных писателей - демокрит
Связанные словари
Демокрит
Демокрит
Демокрит, Demokritos, из Абдеры, ок. 470/460ок. 400 гг. до н. э., греческий философ. Согласно легенде, будучи воспитанником персидских магов, он был приверженцем восточной мудрости, совершил путешествия в Египет, Эфиопию, Персию, Халдею и Индию (упоминания о которых появляются только во II в. до н. э.). Д. был учеником Левкиппа, и вполне возможно, что он к тому же слушал лекции кого-нибудь из пифагорейцев (см. Пифагор). Скорее всего, он не был в Афинах. В эллинистический период сложился рассказ о Д., который в I в. н. э. обрел окончательную форму в фиктивной переписке Д. с Гиппократом. Отсюда происходит приведенное впервые у Горация прозвище Д. «смеющийся философ». Каталог сочинений Д., признанных подлинными, составил Каллимах из Кирены, а на тетралогии их разделил Фрасилл в I в. н. э. Порядок тетралогии: 1-2 этика; 3-4 натурфилософия (связанная с учением о душе и логикой); 7-9 математика и астрономия, 10-11 поэзия и музыка; 12-13 практические умения (медицина, сельское хозяйство, живопись). Кроме 13 тетралогий (52 сочинения) список содержит 9 сочинений вне определенных тематических разделов (между тетралогиями 2 и 3). В конце каталога Фрасилл поместил еще 9 сочинений, приписываемых Д. Обыкновенно оспаривается подлинность нескольких сочинений из списка Фрасилла. Из наследия Д. сохранилось только 298 фрагментов, в основном этических, так называемых Гном Демокрита (Demokratus gnomai), и несколько гном у Стобайоса (?). Предположительно в конце III. до н. э. Болос из Менд издал под именем Д. собственные сочинения о магических свойствах животных, растений и драгоценных камней и содержащие кроме того чисто практические советы, например, о земледелии (псевдо-Демокрит). В определенной мере благодаря этим сочинениям с I в. до н. э. Д. известен как исследователь природы, которому приписывают различные открытия и изобретения. Во второй половине V в. н. э. Д. приписали авторство сборника алхимических рецептов, оказавшего большое влияние на позднейшие произведения этого рода. Д. считали также автором многочисленных изречений и моральных максим. Создателем атомистической теории был Левкипп, однако Д. ее усовершенствовал и дополнил. Невозможно точно определить вклад Д. в данную теорию, поскольку еще в древности не было отчетливого разделения между учением Левкиппа и взглядами Д. Постепенно Д. стали считать первым атомистом, сочинения Левкиппа Макрокосм (Megas diakosmos) и О разуме (Peri nu) приписали Д. (возможно, еще в IV в. до н. э.), а некоторые, например Эпикур, отрицали существование Левкиппа. Важнейшим произведением Д. был Микрокосм (Mikros diakosmos) (430-425 гг.). Двумя основами (archai) существования мира являются вечные, неизменные и неделимые атомы (atomos неделимый) и пустота (kenon), признаваемая нематериальным бытием или небытием. В беспредельной пустоте в непрестанном движении находятся атомы, из которых складывается бесконечное разнообразие конечных миров. Движение атомов не имеет начала и является изначальным законом природы. Атомы имеют только количественные характеристики, то есть различаются между собой величиной, формой (как буквы A и N), порядком (AN и NA) и расположением (N и Z). Атомисты не признавали целесообразности мира и все явления объясняли механистически. Что касается теории познания, то Д. различал истинное познание, опирающееся на разум, и обманчивое познание (gnome skotie), опирающееся на ощущения. Д. не отбрасывал окончательно свидетельства органов чувств, но стремился, чтобы оно критически оценивалось разумом. Чувственные характеристики (сладость, горечь, тепло, оттенки цвета) Д. считал субъективными. Человек воспринимает предметы тогда, когда отделяющиеся от них подобия (eidola) достигают его глаз (принятие теории «излияний» Эмпедокла). В теории Д. нет места надприродным элементам, ибо боги являют собой соединения мельчайших шаровидных атомов, которые, хотя и долговечны, в конце концов погибают. Несмотря на подчиненное место теологии в атомистической философии Д., нельзя сказать, что религиозные представления не имеют для него никакого значения и являются всего лишь выражением приспособления к традиционным верованиям. Боги существа более совершенные, чем люди, поскольку они в большей степени познали законы, управляющие миром. Они могу помогать или препятствовать людям (поэтому Д. не отвергал молитвы), а также предсказывать будущее. Д оспаривал взгляды Эпикура, говоря о кровном родстве людей и богов, основанном на общности их природы, но признавая богов за образец, согласно которому человек может формировать свою собственную жизнь. Д. объяснял происхождение религии двояким образом: 1) Наблюдение природных явлений, вызывающих в сердцах людей глубокое почтение, связанное с определенным страхом, склонило некоторых мудрых людей к признанию существования божества, правящего миром (возможно, здесь шла речь о возникновении философской религии); 2) источником религиозных представлений были огромные и внушающие страх видения в человеческом облике (eidola), являвшиеся людям во сне (вероятно, речь идет о возникновении народной антропоморфной религии). Д. был первым прозаиком, писавшим труды на этические темы. Самый значительный из них О спокойствии духа (Peri euthymies). Этика была связана с атомистической теорией, счастье, чаще определяемое как «спокойствие духа», основывается на гармоничном и симметричном движении атомов души. Согласно этому учению, разум человека мог оказывать влияние на движение психических атомов. Вероятно, поэтому Д. придерживался в сочинения по этике гномического стиля, чтобы более легкие для запоминания афоризмы влияли в нужном направлении на движение атомов и обеспечивали людям счастье. Основным принципом этики Д. было подчинение воли и чувства разуму человека (в этом ее сходство с этикой Сократа). До недавнего времени считалось доказанным, что Д. был создателем концепции о развитии общества от первобытных, почти животных форм ко все более совершенным. Это учение Д., представленное, возможно, в Микрокосме, излагает, основываясь на Гекатее из Абдеры, Диодор Сицилийский.В настоящее время, однако, полагают, что идея о развитии общества и культуры под давлением неизбежности и необходимости является коллективным порождением софистической мысли V в. до н. э., которая порвала с мифом о золотом веке (следы подобных взглядов у Протагора, Продика, Крития). Д. был сторонником демократии, но он видел также и изъяны современных ему демократий. Д., писавший о всех областях знания своего времени, был самым разносторонним философом до Аристотеля. Цицерон хвалил прекрасный ионический стиль Д. и сравнивал его со стилем Платона, а простой стиль Д. противопоставлял запутанному языку Гераклита. Аристотель часто пишет о Д. с уважением, зато Платон нигде о нем не упоминает. Знал ли Платон сочинения Д. вопрос спорный. Следы критики атомизма в платоновском Тимее усмотрели, скорее всего, чересчур поспешно. Легендой представляется также сообщение, что Платон намеревался сжечь произведения Д. Д. не основал философской школы, но в IV в. до н. э. объявились его последователи Метродор Хиосский, Диоген из Смирны, Анаксагор из Абдеры (учитель Пирона из Элиды), Навсифан (учитель Эпикура). Эпикур тоже первоначально называл себя последователем Д., однако впоследствии стал подчеркивать свою оригинальность. Философия Д. дала начало двум школам: эпикурейской (продолжающей атомизм и этику Д.) и скептической (основанной Пирроном, который поставил на первый план теорию субъективных ощущений). Учение Д. стало известно повсюду благодаря Аристотелю и перипатетикам, а также Волосу из Менда, связавшему взгляды Д. с мистико-алхимическими представлениями, а прежде всего Эпикуру.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998