Энциклопедия античных писателей - эвфемер
Связанные словари
Эвфемер
Эвфемер
Эвфемер, Euhemeros или Euemeros, из Мессины Сицилийской (что более вероятно) или Пелопонесской, IV/III. до н. э., греческий писатель. Автор произведения Священная надпись (Hiera anagraphe). Оно представляло собой фиктивный отчет о путешествии по Индийскому океану, которое Э. должен был совершить по приказу македонского царя Кассандра. В ходе путешествия он предположительно открыл группу островов; наиболее подробно он описал один из них Панхейю; в рассказе о господствующем там общественном устройстве (кастовая система, важная роль жрецов, коллективное хозяйство), возможно, ориентировался на уклад птолемеевского Египта. В храме Зевса Трифилийского Э. должен был найти надпись на золотой колонне, описывающую деяния первых царей Панхейи: Урана, Кроноса и Зевса. Их заслуги были так велики, что одним из них еще при жизни стали воздавать божеские почести, другие же (Зевс) наказали, чтобы после смерти их чтили как богов. Произведение Э. нам известно в пересказе Диодора и в латинском переводе Энния, фрагменты из которой сохранились в основном у Лактанция. Вопрос о том, считал ли Э. богами небесные тела, спорен, но важен для понимания Э. По своей литературной форме произведение примыкало к излюбленным в IV в до н. э. политическим утопиям и романам о путешествиях, например, описание Атлантиды в Критии Платона, отступление о Меропии у Теопомпа и О гиперборейцах Гекатея из Абдеры. Э. находится под влиянием древних греческих представлений (обожествление героев, например Геракла и Диоскуров, странствия богов, роль богов как изобретателей и основателей культов, склепы богов), рационалистической интерпретации мифов, политической ситуации своего времени (завоевания и статус Александра Македонского), а возможно, также под влиянием софистов. Еще в античности произведение Э. комментировали, а его автора считали географом, историком и философом. Эратосфен, Полибий и Страбон заклеймили его как лжеца. Диодор и некоторые христианские писатели признавали его историком, доксографы видели в нем философа-атеиста. Э. фигурировал в каталоге атеистов, составленном в конце II в. до н. э., предположительно Клейтомахом из Карфагена. Этим каталогом пользовались: Цицерон (при посредничестве Филона из Лариссы) и Секст Эмпирик. Точка зрения, приписывавшая Э. атеизм а также намерение уничтожить веру в олимпийских богов рационалистическим объяснением мифов и утверждением, что боги были когда-то людьми, вытекает из непонимания или из тенденциозной интерпретации сочинения Э. Цели, которые преследовал, были прежде всего политическими, но сегодня трудно утверждать, хотел ли он сделать культ правителей более справедливым и упростить принятие его греками, или же хотел дать эллинистическим властителям пример, как, поступая добродетельно по отношению к подданным, можно удостоиться божеских почестей. В меньшей степени объяснима попытка усмотрения в произведении Э. сатиры на современный ему культ владык. Труд этот оказал большее влияние на римлян (через перевод Энния, который использовали Варрон, Цицерон и латинские Отцы Церкви), чем на греков. Рационалистическую интерпретацию мифов, часто называемая эвфемеризмом по имени Э., появилась задолго до него. Мы находим ее еще у Гекатея Милетского и других ионийских логографов, а в IV. до н. э. например, в произведении Об историях, недостойных доверия (Peri apiston) перипатетика Палефата. Религиоведо-исторический метод, хоть и назван эвфемеризмом, но не создан Э. О религиоведческой теории можно говорить еще у стоиков, однако их эвфемеризм не свидетельствует об их зависимости от Э., а скорее указывает на общие с Э. источники.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998