Энциклопедия античных писателей - евсевий
Связанные словари
Евсевий
Евсевий
I.
Евсевий, Eusebios, из Кесарии Палестинской, ок. 265-ок. 340 гг. н. э., греческий христианский писатель, греческий историк. Начал научную деятельность под руководством Памфила, который на основе библиотеке Оригена основал в Кесарии исследовательскую базу, где занимались уточнением текста Библии. Е. предпринял также научное путешествие в Антиохию и Иерусалим (он пользовался библиотекой, основанной епископом Александром). Собирал материалы о толкованиях Библии, по апологетике и истории Церкви. В знак признательности своему учителю и другу называл себя духовным сыном Памфила и почтил его память биографией (не сохранилась). Когда Памфил принял смерть во время гонений на христиан (309 или 310 г.), Е. бежал в Фиваиду в Египте. Ок. 313 г. был избран епископом Кесарийским. Пытался защитить Ария в споре об арианской ереси, за что был низложен на синоде в Антиохии (325 г.). Впоследствии реабилитированный на Никейском соборе (325 г.), в дальнейшем нападал на Ария, а на синоде в Тире (335 г.) стал причиной преследования и изгнания Афанасия, епископа Александрийского. Е. не принял назначения патриархом Антиохии. Константин Великий ценил Е. как союзника в деле объединения Церкви. Е. восхищался императором, который после долгих столетий кровавых преследований упорядочил отношения между Церковью и государством. Он был первым архивистом и хронистом Церкви, а вместе с тем одной из ключевых фигур в споре об арианстве. Характерной чертой творчества Е. является многократная переработка произведений и использование более ранних сочинений при работе над новыми. Важнейшие его труды: Исторические: Хронологические таблицы и очерк истории эллинов и варваров (Chronikoi kanones kai epitome pantodapes historias Hellenon te kai barbaron) об истории халдеев, ассирийцев (вместе с медами. лидийцами и персами). евреев. египтян. греков и римлян, снабженные таблицами (в параллельных колонках) от рождения Авраама датируемого 2016/15 г. до н. э., до 303 г. н. э. с заметками об основных событиях мировой истории, а в особенности «священной истории». Е. хотел показать, что еврейская религия, продолжением которой является христианство, старше других религий. От первоначального греческого текста сохранились лишь отрывки. Вскоре после смерти Е. произведение было бездарно переработано и доведено до 325 г. Этот испорченный текст стал основой армянского перевода в VI в. и латинского перевода (см. Иероним) таблиц дополненных до 378 г. История Церкви (Ekklesiastike historia) не является общей историей Церкви. Е. осветил в ней только некоторые вопросы, касающиеся например, наследия апостолов, христианских учителей и писателей, гностиков и еретиков, наказаний, ожидающих евреев, гонений на христиан и мученичества. История разрослась в последнем издании (ок. 325 г.) до 10 книг. Кроме греческого текста мы имеем сирийский перевод IV в. н. э. (являвшийся основой армянского перевода) и латинское переложение Руфина Аквилейского 403 г.), доведенный до 395 г. В некоторых рукописях к VII книге добавлена реляция о палестинских мучениках 303-311 гг. (другая более полная редакция сохранилась только в сирийском переводе). Произведение содержит исключительно богатое собрание исторических фактов, документов и выдержек из многочисленных раннехристианских трудов. Оно принесло Е. прозвание «отца церковной историографии». Историю Е. продолжили среди прочих Сократ Схоластик, Созомен и Феодорет Кирийский. Апологетические произведения: Предвестник Евангелия (Euanglike propagaskeue) в 15 книгах. Е. борется здесь с языческим политеизмом и доказывает превосходство еврейской религии, которая была подготовкой к восприятию Евангелия. Книги I-III: критика безнравственных языческих мифов и их аллегорической интерпретации; кн. IV-V: языческие пророчества; кн. VI: критика веры в фатум (судьбу); кн. VII-XIII: христиане не случайно отбросили греческую религию и философию и восприняли священные книги евреев, поскольку греческие философы лучшие своие мысли почерпнули из Библии; кн. XIV-XV: перечисление заблуждений и ошибок греческих философских систем. Произведение содержит множество выдержек из утраченных работ, а следовательно представляется важным доксографическим источником. Евангелические доказательства (Euangelike apodeiksis) в 20 книгах. Сохранилось 10 первых книг и часть XV. Книги I-II: Е. объясняет, почему христиане принимают еврейские книги, но отвергают законы Моисея; кн. III-IX: приводят свидетельств пророков о человеческой сущности Христа (кн. III, о его божественности (кн. IV-V), о его вочеловечении и земной жизни (кн. VI-IX); кн. X: муки и смерть Христа. Оба апологетических сочинения формально направлены против язычников и евреев, но в действительности против Порфирия. Е. часто его цитирует, и даже приводит из его произведения Против христиан некоторые антихристианские выпады. О вочеловечении Бога (Peri theophaneias) в 5 книгах. Целиком сохранилось только в сирийском переводе 411 г. Риторическая апологетика, рассказывающая о божественности Христа и его телесном приходе в мир. Полемическое произведение, направленное против Гиерокла, желавшего доказать превосходство Аполлония Тианского над Христом. Против Порфирия (Kata porphyriu) в 25 книгах, сочинение, опровергающее учение Порфирия. Риторические произведения: Жизнь Константина (Eis ton bion tu makariu Konstantinu basileos; лат.: Vita Constantini) в 4 частях. Представляет собой хвалебную речь, написанную после смерти Константина Великого (долгое время ее авторство оспаривалось). К ней добавлены речь Константина, речь Е. на тридцатилетний юбилей правления Константина (335 г.) и сочинение Е. об освящении храма Гроба Господня в Иерусалиме (335 г.). Догматические сочинения: Защита Оригена (Apologia hyper Origenus) в 6 частях защита Оригена от обвинения в неправоверности. Части I-V написаны совместно с Памфилом (308-309 гг.). сохранились только часть I в латинском переводе Руфина и краткий пересказ Фотия (см. статью Судьбы античной литературы). Против Маркела (Kata Markellu) в 2 частях и Теология (Ekklesiastike theologia) в 3 частях сочинения, в которых Е. боролся против Маркелла из Анкиры, обвиняя его в ереси. Спор закончился низложением Маркелла (друга Афанасия) с должности епископа. Библейские сочинения: так называемые Каноны 10 синоптических таблиц к четырем Евангелиям. Ономастикон словарь библейских географических названий (кроме греческого текста сохранился латинский перевод Иеронима). Комментарий к Библии, среди прочего к Псалмам и Книге Исайи.
II.
Евсевий, Eusebius Vercellensis, из Верцелле, латинский христианский писатель, епископ Верцелле в 345-371 гг. Происходил с Сардинии, образование получил в Риме. В должности епископа Верцелле был обвинен в антиарианской деятельности и удален в изгнание на Восток. Под именем Е. сохранилось сочинение полемического характера против ариан О Троице (De Trinitate; подлинность под сомнением) и три послания. Мы имеем также 7 писем, адресованных Е.. Согласно традиции, Е. собственноручно переписал знаменитый Codex Vercellensis, содержавший латинский перевод Евангелий.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998