Энциклопедия античных писателей - феокрит
Связанные словари
Феокрит
Феокрит
Феокрит, Theokritos, из Сиракуз, первая половина III в. до н. э., греческий поэт. Родился на Сицилии в Сиракузах или поблизости от них, вероятно, в последние годы IV в. до н. э. Его родители, Праксагор и Филина, происходили с Коса. Хронология жизни и творчества Ф. несяна. В юности он оставил родной город, уехал на Кос и там примкнул к кружку поэтов, собравшихся вокруг Филота. Возможно, на Косе было написано его первое произведение, идиллия XVI, Хариты, или Гиерон (Charites e Hieron), в котором Ф. просит правителя Сиракуз Гиерона II о принятии его ко двору и материальной помощи. Наиболее вероятная дата создания этого произведения — 275/274 гг. до н. э. Гиерон не удостоил поэта ответом, вследствие чего Ф. обратился к царю Египта Птолемею II. Тот пригласил Ф. в Александрию, где, по-видимому, ок. 270 г., была создана идиллия XVII Похвала Птолемею (Enkomion eis Ptolemaion), хвалебный гимн в честь владыки, вопреки традиции, гекзаметром. Ф. прожил в Александрии несколько лет (некоторые произведения отчетливо указывают на пребывание в этом городе), после чего, возможно, возвратился на Кос. Несомненно, он путешествовал и по другим городам и островам Эгейского моря, вероятно, побывал в Милете у своего друга, врача Никия. В Александрии он встретился с местными поэтами, прежде всего с Каллимахом. Он принял литературную программу последнего, но соблюдал умеренность в отношении характерной для этой программы учености. Ф., в отличие почти от всех александрийских поэтов этого периода, не занимался филологическими исследованиями. Он был очень талантливым поэтом. Под именем Ф. сохранился сборник из 30 крупных произведений, называемых идиллиями (гр. eidylion — «картинка»). Только одна треть произведений в действительности является буколиками, то есть сельскими элегиями. Значительная часть сборника (приблизительно 1/4) — это произведения позднейших подражателей. Кроме того, нам известно 25 эпиграмм Ф. Вне сомнения, это не все творчество Ф. Книга Суда называет еще произведения иного типа, которых нет в сохранившемся сборнике. Упомянутые выше идиллии XVI и XVII — это панегирики в честь правителей. Произведения XXII Гимн Диоскурам (Dioskuroi) и XXVI Вакханки (Lenai e Bakchai) — гимны богам, значительно отличающиеся по форме от традиционных гимнов. Произведениями на случай являются XVIII Эпиталама Елены (Helenes epithalamios), написанная по поводу какой-то действительной свадьбы, и XXVIII Веретено (Alakata) — стихотворение в память Теугении, жены друга Ф., врача Никия. Три произведения, XIII, XXIV, XXV, в том числе одно не аутентичное (XXV) — Гилас, Малый Геракл и Геракл, убивающий льва являются настоящими александрийскими эпилионами. Все три связаны с образом дорийского героя Геракла. Произведения XII, а также XXIX, XXX — любовные песни к юношам. Ф. известен прежде всего как создатель нового литературного жанра — буколики, пастушеской песни. В этой области он не имел литературных предшественников. Образцом Ф. послужили подлинные народные песни, которые пели сицилийские пастухи. Литературная традиция могла предоставить только двух мифических героев сельской элегии, пастуха Дафниса и Полифема, влюбленного в морскую нимфу Галатею циклопа. Обязательными для буколики элементами являются любовь и песни, а формально — пастушеский сюжет. Мотивом, заимствованный из фольклора — состязание певцов, соперничество в пении двух пастухов с наградой за победу. Однако не в каждой буколике Ф. мы находим все эти элементы. К этому важнейшему в творчестве Ф. направлению принадлежит 12 произведений (в том числе 4 не аутентичных): I Тирсис (Thyrsis e ode) — программное произведение, посвященное смерти Дафниса, мифического сицилийского пастуха, история которого была темой одного из не сохранившихся произведений Стесихора; III Песня пастуха (Komos) — монолог влюбленного пастуха с песенными вставками; IV Пастухи (Nomeis) — разговор двух пастухов, легкий и не лишенный юмора; V Пастух коз (Aipolikon kai poimenikon) — произведение, имеющее более всего народных черт, о ссоре двух пастухов-рабов, переходящая в певческий агон; VI Пастушеские песни (Bukoliastai) — состязание в пении двух друзей; VIII и IX с тем же названием и похожего характера являются позднейшими подражаниями; X Жнецы (Ergatinai e theristai) — настоящий сельский мим, героями которого являются землепашцы, которых во время жатвы развлекают разговоры о любви одного из них и пение; XI Циклоп — шутливый рецепт вызывания любви, посвященный врачу Никию, представляет собой повесть о любви циклопа Полифема к Галатее, сюжет, обыгранный впоследствии множество раз, но не выдуманный Ф., который сам заимствовал его из не сохранившегося дифирамба Филоксена из Киферы); XX Молодой погонщик (Bukoliskos) — не аутентичен, это шуточная жалоба пастуха, влюбленного в городскую девушку, на ее бесчувственность; XXVII Соблазненная (Oaristys), не аутентичный диалог пастуха и пастушки, единственное произведение, где говорит девушка. Произведение VII Праздник урожая (Thalysia) — аллегорическая буколика — предоставила ученым простор для домыслов. Здесь Ф. рассказывает о своем посвящении в поэты. Персонажи произведения — поэты под личиной пастухов. Действие происходит на Косе, ландшафт соответствует реальной топографии острова. Идиллии II, XIV и XV являются городскими мимами. II Колдовство (Pharmakeutriai), это прекраснейшее произведение александрийской эпохи, ориентированное в первой части на Софрона, как утверждают схолии, доносит до нас лирический монолог девушки, пытающейся при помощи волшебства приворожить возлюбленного. Во второй части девушка рассказывает богине Луны историю своей любви. XV Сиракузянки (Syrakosiai e Adoniazusai), другой женский мим, представляет собой сценку в духе мимиямбов Геронда. Две александрийские мещанки, по происхождению из Сиракуз, выбираются в город, чтобы посмотреть на праздник в честь Адониса. После разговора между двумя подругами, в котором они обсуждают своих мужей, поэт выводит нас на улицы Александрии и ведет к царскому дворцу, где в ходе праздника, учрежденного царицей Арсиноей II, певица с Аргоса исполняет гимн в честь Адониса. Идиллия XIV Любовь Киниски (Aischinas kai Thyonischos), это мужской мим, в котором один из героев рассказывает другому об измене возлюбленной. Друг советует ему вступить в армию Птолемея II и славит благосклонность египетского царя. Эпиграммы Ф. различаются по содержанию. Первые 6 приближаются к буколикам, остальные представляют собой надгробные эпиграммы и воззвания. Эпиграммы на поэтов (например, на Архилоха, Анакреонта, Гиппонакса) написаны их собственными метрами, остальные — элегическим дистихом. Почти все идиллии написаны гекзаметром. Использование этого метра в драматических произведениях (как буколики и мимы) — одно из нововведений, которые любили александрийские поэты. Диалект преимущественно дорийский, и лишь в эпилионах — ионийский, а в лирических произведениях — эолийский. Поэзия Ф. довольно простая, доступная даже для не очень образованного читателя, хотя и ученый нашел бы там немало эрудиции и множество аллюзий на известных авторов. Однако все это не затрудняет чтения. Жанр, созданный Ф., был популярен долгое время. В нем творили Мосх и Бион. Величайшим наследником Ф. в Риме был Вергилий, а в период упадка Империи — Кальпурний и Немезиан. В эпоху Ренессанса буколика пользовалась огромной популярностью на Западе Европы.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998