Энциклопедия античных писателей - геронд
Связанные словари
Геронд
Геронд
Геронд или Герод, Herond (Herod), III в. до н. э., греческий поэт. Автор литературных мимов, называемых мимиямбами, написанных хромым ямбом. Восемь его мимов и несколько фрагментов были открыты в 1890 г. в результате находки папирусного свитка. Это короткие, не превышающие 100 стихов диалоги или даже монологи из жизни жителей городов (Александрии или Коса), часто непристойного содержания. Они объединены в пары, связанные общим содержанием или настроением. Действие мимов I, II и III (а возможно и IV) происходит на Косе. В миме I Сводня (Prokyklis e Mastropos) старая нянька-сводня Гиллис навещает молодую женщину Метриху, муж которой надолго уехал из дому. Гиллис уговаривает Метриху, чтобы та воспользовалась любовью богатого юноши. Молодая жена с отвращением отвергает предложение, но старуха уговаривает ее, потчуя прекрасным вином собственного изготовления. Мим II Сводник (Pornoboskos) — это монолог владельца публичного дома, оглашающего перед судом обвинительную речь. Обвиняемый, финикийский купец, вломился в дом сводника и похитил одну из девушек. Оба этих мима являются живой иллюстрацией кипучей жизни порта Кос и царящих там общественных отношений (в миме II показано положение чужеземца среди коренных жителей). В миме III Учитель (Didaskalos) мать непослушного мальчика просит учителя о назначении ему наказания, поскольку она сама не может справиться с сыном. Большую часть произведения составляет монолог матери, перечисляющей провинности парня. Наказание, назначенное учителем, ее не удовлетворяет. Произведение это часто цитируется в качестве обзора воспитательных методов древних, хотя это только случай, как и всегда у Г., и краски здесь сгущены. В миме IV Женщины в храме Асклепия (Asklepio anatitheisai kai thysiazusai) две женщины в знаменитом храме Асклепия на Косе, куда они пришли принести жертвы, любуются увиденными там росписями и резьбой. Этот мим содержит интересное (характерное для александрийской поэзии) описание произведений искусства, среди которых утраченная картина великого художника Апелла. Мимы V-VII разыгрываются, вероятно, в Александрии. Мим V Завистница и VI Подруги представляют собой очень едкие примеры безнравственного поведения женщин. В V жестокая госпожа приказывает наказать своего раба за измену, что, однако не исполняется благодаря вмешательству молоденькой невольницы; VI — разговор подруг, который, если абстрагироваться от его двусмысленного содержания, представляет собой прекрасное, актуальное по сей день пародийное описание бабьих сплетен. Мим VII Сапожник (Skyteus) — сценка визита двух дам к сапожнику. Сапожник, как и пристало купцу, хвалит товар и жалуется на трудности с закупкой материала и с работниками, дамы критикуют товар, в конце концов все приходят к частичному соглашению. Мим VIII Сон (Enypion), текст которого сильно испорчен, отличается по своему характеру от других мимов. Это автобиографический аллегорический монолог крестьянина-поэта, который рассказывает свой сон и объясняет его значение. Сон описывает посвящение Г. в поэты, его предшественников, общественное отношение к его поэзии. Главным образцом для Г. был Гиппонакс. У него Г. перенял формальные признаки — ионийский диалект мимиямбов, словарь и, возможно, способ раскрытия темы — натурализм и даже вульгарность. В отношении содержания у него были и другие образцы, прежде всего он использовал произведения мимографов классической эпохи (в основном, Софрона), образцы различных комедийных направлений и творчество современных ему александрийских поэтов. У Г. много общего с Феокритом, который творил несколько раньше него. Мимиямбы Г. не были предназначены для постановки на сцене, но они представляют собой литературную обработку анонимных сценических мимов, один из которых под названием Неверная жена сохранился на папирусе II в. н. э.; он обнаруживает отчетливое сходство с V мимом Герода.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998