Энциклопедия античных писателей - макробий
Связанные словари
Макробий
Макробий
Макробий, Амбросий Феодосий; Macrobius, Ambrosius Theodosius, IV/V вв. н. э., римский писатель и философ. Был, вероятно (поскольку биографические данные отсутствуют), высоким государственным чиновником, связанным с группой римской чиновной аристократии, которая под предводительством Симмахов в Сенате отстаивала веру в языческих богов и стояла на страже традиционной греко-римской культуры. Авиан посвятил М. свои рассказы. — Для своего сына Евстахия М. написал Комментарий ко сну Сципиона (Commentarii in somnium Scipionis), обширный комментарий к выписке из кн. VI О государстве Цицерона. В комментарии, часто довольно отдаленно связанном с произведением Цицерона, М. излагает, опираясь прежде всего на комментарий Порфирия к Тимею Платона, свои неоплатонические взгляды на разные темы. Комментарий М. не только донес до нас обширный фрагмент произведения Цицерона О государстве, но стал важным источником изучения философии неоплатоников, с которой средневековье познакомилось именно благодаря М. Важнейшим произведением М. были Сатурналии (разговоры в период Сатурналий) в 7 книгах, не все из которых сохранились полностью. Задачей М. было донести до сына большой запас сведений, почерпнутых у греческих и римских авторов, имена которых часто не названы, но прежде всего — Плутарха и Геллия. Эти сведения М. изложил в Форме литературного симпосиона, картину которого Платон представил в Пире. Самые выдающиеся представители тогдашней римской интеллигенции, среди них оратор Аврелий Симмах, разговаривают между собой в доме сенатора Веттия Агория Претекстата в канун и в течение первых трех дней Сатурналий (отсюда название произведения), традиционных римских праздников, отмечаемых в декабре. Собеседники обсуждают среди прочего происхождение и развитие Сатурналий, римский календарь, мифологические и религиоведческие вопросы; рассказывают забавные истории. Процитированный при случае стих Вергилия оповещает о том, что темой дальнейших рассуждений выбрана ученость Вергилия. Так, в кн. III-VI отдельные собеседники, в соответствии со своими вкусами, поднимают различные аспекты проблематики Вергилия, в избытке иллюстрируя выводы цитатами из древних авторов: их интересуют вопросы из области астрологии и философии, знание священного права, искусства ворожбы, риторического искусства, а также отношение Вергилия к греческим поэтам, особенно к Гомеру, равно как и к римским предшественникам, интерпретация отдельных стихов и другие мелкие вопросы. Все это переплетается с рассказами о ничтожных предметах. М. не является оригинальным исследователем, он лишь собирает и объединяет чужие мысли. Но таким образом он сохранил для нас множество отрывков из различных древних авторов, произведения которых утрачены, например, из Энния. Преклонение перед Вергилием, который к тому времени уже стал классиком литературы, доминирует у собеседников над конкретным анализом его поэзии. Несмотря на некоторые неточности, произведение М. представляется важным документом истории исследований творчества Вергилия. Только по позднейшим выдержкам нам известно произведение М. Различия и сходство латинского и греческого глагола (De differentiis et societatibus Graeci Latinique verbi).
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998