Энциклопедия античных писателей - невий
Связанные словари
Невий
Невий
Невий, Гней; Naevius, Gnaeus, ум. ок. 201 г. до н. э., римский поэт. Родился, по-видимому, в Капуе в Кампанье. Принимал участие в I Пунической войне. В 235 г. поставил свою первую пьесу. Пресловутая кампанская гордость, чувство собственной значимости подогревали его неприязнь к нобилям и вдохновляли на борьбу за свободу слова. Это отчетливо отразилось в его творчестве, особенно в комедийном. Публично, поименно Н. нападал на представителей влиятельного аристократического рода Метеллов, которые также не оставались в долгу, добившись в 206 году заключения поэта в тюрьму, а позднее, возможно, и его изгнания. В 204 г. Н. оставил Рим, переехав, предположительно, в Утику в Африке, где умер в 201 г. до н. э. или немного позже. Литературную деятельность он начал со сценической поэзии: трагедий и комедий, творя несколько лет подряд наряду с Ливием Андроником, а возможно, и с Плавтом, который смог прославиться лишь тогда, когда Н. покинул Рим. Главным направлением творчества Н. была комедия. Он написал и поставил несколько десятков пьес, основанных на греческих образцах, так называемые fabulae palliatae (паллиаты, то есть комедии, которые игрались в греческих костюмах). Мы знаем 35 названий и около 140 фрагментов. Фрагменты эти, однако, чересчур малы, чтобы можно было определить греческие источники отдельных комедий Н.; это были, в основном, пьесы представителей среднеаттической комедии: Евбула, Алексиса, Антифана — и новоаттической комедии (Менандр). На Менандра Н. опирался в комедии Льстец (Colax). Н. воспринимал греческий образец как условную схему, модель, которую он свободно заполнял содержанием, соответствующим римскому или италийскому видению, с аллюзиями на тогдашние условия, резкими, а подчас и язвительными нападками на современных ему государственных деятелей и политических лидеров. Н. также соединял сюжетные линии нескольких греческих образцов в одной пьесе или использовал контаминацию. Грамматики, лексикографы и некоторые представители римской художественной литературы донесли до нас разрозненные, преимущественно одностиховые фрагменты, а порой лишь названия комедий Н.: Убийца (Akontizomenos), Комедия о погонщике (Agitatoria), Бессонный (Agrypnuntes), Апулийка (Apella), Прорицатель (Ariolus) — пьеса с италийской окраской, поэтому некоторые считают ее отечественной комедией — тогатой (fabula togata), Любезница (Astiologa),Угольщица (Carbonaria), Хламидария, Льстец (Colax), Коммотрия (только название, приведенное у Варрона), Цветочница (Corollaria), Помешанный (Dementes), Деметрий (только название у Варрона), Обман (Dolus), Гончар (Figulus), Глаукома (Glaukoma), Учитель гимнастики (Gymnasticus), Лампадио (имя раба), Леон (заглавие, вероятно, по имени), Лидус (некоторые считают ее трагедией), Нагидо (сохранилось только одно слово), Моряки (Nautae), Нерболария (точного перевода названия нет), Блудница (Paelex), Маска (Personata), Подкидыш (Proiectus), Четыре близнеца (Quadrigemini), Сталагм (по имени раба), Меченый (Stigmatias), Тарентийка (Tarentilla), Шарлатан (Technicus), Комедия о тунике (Tunicularia) и др. В заглавиях пьес чаще всего фигурирует имя невольника, наставника или главного виновника интриги, иногда имя девушки. Подавляющее большинство названий — прилагательные с суффиксом -aria, указывающим на опущенное слово «комедия». Этот тип заглавий, частый также у Плавта, и уже не встречающийся у позднейших представителей эллинизированной паллиаты (Цецилия и Теренция), указывает на прочную связь Н. с италийским сценическим творчеством. Отдельные фрагменты не позволяют реконструировать ни одну из пьес. Единственная комедия, содержание которой удалось установить со значительной долей вероятности, это Тарентийка: в одном из фрагментов поэт описал вызывающее поведение полной очарования и невероятно кокетливой девушки. Некоторые ученые допускают, что Н. был создателем и тогаты, то есть комедии на отечественную тематику, и относят к ней фрагмент из пьесы Прорицатель, но наблюдающийся в ней исконно италийский колорит, который присутствует и во фрагментах других пьес Н., и в паллиатах Плавта, опровергает это предположение: скорее он свидетельствует о свободном отношении Н. к греческим образцам. Язык комедий Н. настолько богат, что поэт передает с его помощью любые оттенки настроения — от шутливого, через сентиментальное, до серьезного, страстного, почти язвительного. Он отмечен чертами разговорного языка с характерным обилием междометий и уменьшительных форм. Если мы обратим внимание также на разнообразие стихотворных размеров, то придем к заключению, что все, чем мы восхищаемся у Плавта, не было чуждо и Н. Значительно менее плодовитый трагик, соперничавший на этом поприще с Ливием Андроником, Н. писал скопированные с греческих образцов пьесы на мифологические сюжеты, названные по обуви актеров fabulae cothurnatae (котурнаты) или fabulae crepidatae (крепидаты). Н. перерабатывал греческие трагедии преимущественно троянского цикла: Троянский конь (Equos Troianos), Вылазка Гектора (Hector proficiscens), Ифигения и, вероятно, Андромаха; другие предания определили содержание трагедий Даная и Ликург. Н. обогащал традиционные схемы греческих трагедий мотивами римских легенд и сюжетами из современной римской истории, а роли исполнялись актерами в отделанных каймой тогах — претекстах, отсюда название этой национальной трагедии — fabula praetexta. В пьесе Ромул (Romulus) или Волк (Lupus) Н. воспевал основание Рима, а в трагедии Кластидий (Clastidium) почтил победу Клавдия Марцелла над галлами в 222 г. до н. э. Патриотизм Н. и его пристрастие к исторической тематике нашли выражение в национальной эпопее о Пунической войне Песнь о Пунической войне (Belli Punici carmen). Это произведение, написанное древним италийским сатурническим стихом, было позднее поделено грамматиком Лампадионом на 7 книг. Фрагментарная сохранность произведения привела к расхождениям заключений ученых относительно его композиции и содержания. В последнее время принято считать, что, вероятнее всего, Н. после обращения к Музам сразу приступил к описанию событий I Пунической войны, но, доведя повествование до 262 г. до н. э. еще в первой книге, прервал его изложением длинного, однако существенного с точки зрения поэтики жанра мифолого-легендарного эпизода о бегстве Энея из-под Трои и его скитаниях вплоть до основания Рима, чтобы только в конце III или в IV книге вновь начать рассказ о дальнейшей истории войны до ее окончания в 241 г. до н. э. Н. упоминал в поэме и о собственном участии в описываемой войне. Эпопея Н. оказала влияние на все позднейшие исторические поэмы, которые, начиная с Энния, были написаны уже гекзаметром. Многим поэме Н. обязаны Энеида Вергилия и Пуника Силия Италика. Для истории литературы, однако, важнее его влияние на Плавта, в котором Н. нашел способного подражателя и последователя.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998