Энциклопедия античных писателей - павел апостол
Связанные словари
Павел апостол
Павел Апостол
Павел Апостол, Paulus, св., ок. 10-ок. 67 гг. н. э. Даты большинства событий жизни П. гипотетические. Он родился в Тарсе в Киликии, в еврейской семье, имевшей римское гражданство. Носил имя Савл и римское имя Павел (Paulus). Воспитывался в Тарсе, затем учился в Иерусалиме. Из обучения в еврейских школах он вынес отличное знание Ветхого Завета. Хорошо владел греческим языком. В Иерусалиме был ревностным приверженцем иудаизма, но внезапно обратился в христианство во время путешествия в Дамаск (между 34 и 37 гг.), куда был послан с целью преследования христиан. Принял крещение и несколько лет провел в уединении. Затем начал апостольскую деятельность, в ходе которой, в 44-58 гг., совершил несколько путешествий, основывая новые христианские общины. Сам себя считал языческим апостолом. Заключенный в Иерусалиме в тюрьму, как римский гражданин, обратился к цезарю и был выслан в Рим, где пробыл с 61 по 63 гг. Мученическую смерть, вероятно, принял в 67 г. в правление Нерона. — П. является автором 13 сохранившихся посланий, некоторое количество посланий, возможно, утрачено. Хронология посланий П. в нескольких пунктах вызывает споры. Их литературная форма не отклоняется от античных принципов эпистолографии, а само их появление обусловлено нуждами ранней Церкви и миссией самого П. автор пишет на всеобщем диалекте (койне) эллинистической эпохи, но ему не чужд и литературный язык. В посланиях мы также находим ритмическую прозу, гимны и даже цитаты из греческих поэтов. Послания П. мы перечисляем в той последовательности, в какой их назвала самая ранняя из принятых хронологий. Первое и Второе послание к Фессалоникийцам 50/51 гг. — самые древние книги Нового Завета. В них П. призывает новообращенных смотреть с христианской точки зрения на вопросы бренной и вечной жизни. В Послании к Галатам, написанном, вероятно, ок. 57 г. в Македонии, П. полемизирует с христианами, которые настаивают на отказе от связи с иудейской религией. В Первом послании к Коринфянам (написанном в 56/57 гг. в Эфесе) П. восстает против злоупотреблений, формулирует христианское учение о браке, девственности, причастии и Церкви. Гимн любви, содержащийся в гл. XIII Первого послания к Коринфянам является одним из прекраснейших отрывков древней эпистолографии. Второе послание к Коринфянам занимает особое место. Поскольку толчком к его написанию явился некий случай, действительно происшедший в общине, который позволил П. написать апологию себе самому. Послание к Римлянам (58/60 гг., написано в Коринфе) — важнейшее с точки зрения доктрины. Р. рассматривает в нем проблемы первородного греха, очищения верой, жизни христианина в Святом Духе. Послание к Филиппийцам, Послание к Колоссянам, Послание к Ефесянам и Послание к Филемону составляют «тюремную» группу посланий, ибо были написаны в заключении. В них автор обращает внимание на то, что не все предписания еврейской религии обязательны для христиан, провозглашает учение о связи Христа с Церковью и формулирует принципы христианской нравственности. Послание к Филиппийцам, по-видимому, было создано в Эфесе в 56/57 гг., Послание к Ефесянам — в Риме в 61-63 гг. Послание к Филемону, самое краткое из всех, представляет собой рекомендательное письмо. П. вступается в нем за беглого раба, определяя отношение раннего христианства к рабству. Послания: Первое и Второе к Тимофею и К Титу принадлежат к группе пастырских сочинений. П. дает в них ряд душеспасительных советов своим ученикам: Тимофею — главе Церкви в Эфесе, и Титу, руководящему общиной на Крите. Второе послание к Тимофею считается завещанием П. Послание к Евреям, со времен античности приписываемое Павлу, теперь считается произведением одного из его учеников.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998