Энциклопедия античных писателей - синезий
Связанные словари
Синезий
Синезий
Синезий, Synesios, из Кирены, ок. 370 – ок. 415 гг. н. э., греческий философ и поэт. Происходил из древней богатой языческой семьи из Кирены. Учился в Александрии, в том числе и у Ипатии. Короткое время провел в Афинах. Унаследовав от отца земельные владения, осел в Кирене, откуда по делам родственников поехал в Константинополь. Здесь он жил с 399 по 402 г. н. э. Как защитник жителей Кирены от кочевников из пустыни и императорских чиновников, в 410 г., несмотря на неоплатоническеи взгляды, был избран епископом Птолемеи и лишь потом принял христианство. — Литературное наследие С. почти полностью относится к периоду до 410 г. В более поздний период были созданы две или три речи, проповеди и некоторые гимны, а также 156 писем. Первым сохранившимся произведением С. является О царской власти (Peri basileias). Это речь, адресованная императору Аркадию, в которой автор дает волю своему недовольству отношениями при императорском дворе и обращает внимание на опасности, грозящие римскому государству вследствие дурной политики императора. В произведении Египетские повести, или О провидении (Aigyptioi logoi e peri pronoias) автор в аллегорическом повествовании о Тифоне, воплощении зла, и Осирисе, посланнике добра, рассказывает о переменчивой судьбе префекта Аврелиана. В сочинении Дион, или О своей жизни (Dion e peri tes kat auton dialogoges). С. излагает свой философский идеал жизни, ориентируясь при этом на жизнь своего любимого философа Диона Хризостома. Самым читаемым было произведение С. О снах (Peri enypnion), которое пользовалось успехом в Византийской империи, у итальянцев эпохи Ренессанса, а также среди психоаналитиков школы З. Фрейда. Под влиянием киников он написал небольшое сочинение — литературную шутку Похвала лысине (Falakras enkomion). От поэтического творчества С. сохранилось 10 гимнов на христианскую тематику. Содержание гимнов демонстрирует смешение неоплатонических и христианских идей. В философии С. тоже пытался объединить неоплатонизм с христианством. С. не был оригинальным творцом, но он умел искусно подражать своим предшественникам. Наряду с сочинением О снах известностью до XIV в. пользовались его письма, которые нашли большое число подражателей.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998