Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия античных писателей - тацит

Тацит

Тацит

Тацит, Публий Корнелий; Tacitus, Publius Cornelius, ок. 55 – ок. 120 гг. н. э., величайший римский историк. Происходил, по-видимому, из Галлии. Его учителем риторики был Квинтиллиан. Позднее он учился у ораторов Марка Апера и Юлия Секунда, которым Т. отвел роль спорящих в Диалоге об ораторах. Плиний Младший свидетельствует, что Т. уже в юности был хорошим оратором. Переживания детских лет, такие как пожар Рима при Нероне (64 г.), выступления императора в роли актера, возрождение города, первые дни после освобождения от власти Нерона, год трех цезарей (69 г.): Гальбы, Отона и Вителлия, пожар Капитола — эхом отзываются в произведениях римского историка. В период большей свободы слова при Веспасиане (69–79 гг.) и Тита (79–81 гг.), Т. выступал публично и получил известность как адвокат. В 77 г. он женился на дочери консула Агриколы, который завоевал Британию и стал ее наместником (77–84 гг.). В качестве homo novus он первым в своем роду занял высокие должности и вошел в Сенат. В 91–92 гг. стал квестором, а в 88 г. — претором и членом коллегии жрецов. Последние годы тиранического правления Домициана оставили болезненный след на историческом творчестве Т. Писатель вздохнул свободно лишь в правление Нервы (96–98 гг.), при котором в 97 г. стал консулом. В том же году он проводил прощальной речью Виргиния Руфа, победителя Виндекса. Остались свидетельства еще об одной речи, которую Т. произнес в 100 г. на процессе против Мария Приска по поводу злоупотреблений в провинции Африка. Но Т. окончательно порвал с риторикой и занялся историографией. С 98 г. при Траяне (98–117 гг.) он начал публиковать свои произведения. Должность проконсула провинции Азия (ок. 112/113 г.) еще раз оторвала его от последнего исторического труда, который он закончил примерно в 117 г. Т. умер в царствование императора Адриана (117–138 гг.). — Среди мелких произведений Т. можно назвать Диалог об ораторах (Dialogus de oratoribus; ок. 98 г. н.э.). Примерно на 43 году жизни Т. порвал с професиией оратора, поскольку убедился, что красноречие в период Империи клонится к упадку и не имеет шансов развиваться дальше. Поэтому он посвятил себя историографии, но изложил причины упадка ораторского искусства в Диалоге об ораторах. С точки зрения истории, Т. признал этот упадок совершившимся фактом, который невозможно отменить. Свое мнение он изложил в форме диалога. В качестве причин упадка он назвал: безнравственность молодежи, беспечность родителей, недостаток образования в области грамматики, права, философии, пустячную тематику речей, декламаторский стиль, забвение старой традиции. К тому же повлияла смена политических условий: уменьшение влияния народа на политику и упадок судебной практики вытеснили свободу слова и прекратили развитие риторики. Образцом для Т. был Цицерон, от которого он унаследовал многие мысли, а также стиль и язык, которые отличают Диалог от всех других произведений Т. Поскольку Диалог вышел анонимно, а стиль и язык напоминали Цицерона, некоторые ученые хотели приписать авторство этого произведения Квинтиллиану, Светонию или Плинию Младшему. Диалог оценивается как один из наиболее ценных памятников римской литературы. Почти одновременно с диалогом появилась на свет Жизнеописание Юлия Агриколы (De vita et moribus Iulii Agricolae; 98 г.). После прощания с риторикой в Диалоге, Т. утверждал в Жизнеописании, что он намерен написать историю минувшего рабства и нынешней свободы. Он начал биографию, которую назвал , ибо он почтил в ней память и заслуги своего тестя Юлия Агриколы, умершего в 93 г. Автор не придерживается строго рамок биографии, он обогащает ее географическими и этнографическими вставками. После описания страны, ее населения и исторического очерка истории покорения Британии, Т. набрасывает образ своего тестя, который прославился там как способный наместник и вождь, завоевав расположение даже жителей покоренного края. В 84 г. Домициан отозвал Агриколу в Рим, где он пал жертвой немилости императора. Т. закончил биографию хвалой умершему, которая должна была увековечить память о нем. Источником для произведения стали воспоминания самого Агриколы и его отчеты из Британии. В этой биографии, вторгающейся уже в область истории, Т. отступил от стиля Цицерона. Он взял за образец Саллюстия, у которого заимствовал композицию произведения, способ характеристики героев, лаконичную манеру выражения и речевые обороты. Здесь также видно влияние стиля Сенеки Философа. О местонахождении и происхождении германцев (De origine et situ Germanorum; 98 г.) было первой самостоятельной этнографической монографией о жизни чужих племен в истории латинской литературы. В общем очерке (разд. 1-27) Т. обозначил границы страны германцев, упомянул об их происхождении, а также описал их общественную и частную жизнь. Во следующей части разд. 28–46) Т. охарактеризовал отдельные народы. В оценке германцев Т. довольно объективен. Он перечисляет их недостатки, но указывает и положительные черты. Сравнивая римлян с германцами, Т. приписал последним достоинства, которых не хватало римлянам. Однако некоторые полагали, что произведение это должно было указать манерным римлянам образец для подражания, рассказать об энергии германских племен, которые стали угрозой Риму. Другие же считали это произведение чисто политическим, поскольку оно появилось в тот самый год, когда Траян поехал в Колоний, чтобы урегулировать отношения с германцами. Но представляется наиболее правдоподобным, что Т. скорее руководило желание написать отдельную монографию о германцах. В качестве источников Т. использовал произведение греческого историка Посидония, а из латинских авторов: Цезаря, Саллюстия, Ливия, Веллия Патеркула, а в особенности – произведение Плиния Старшего Германская война. Современную ему Германию Т. мог знать по сообщениям купцов и воинов. Это произведение Т. является чрезвычайно ценным источником для изучения Центральной Европы в античную эпоху. Т. описывал не только германцев, но и другие народы, населяющие те края. Главными историческими трудами Т. являются История и Анналы. История (Historiae) появилась в период между 104 и 109 гг. Произведение состоит из 14 книг, которые охватывают время 69–96 гг., то есть правление императоров Гальбы, Отона, Вителлия, а из династии Флавиев — Веспасиана (69–79 гг.), Тита (79–81 гг.) и Домициана (91–96 гг.). Т. описал период, в который жил он сам. Сохранились книги I–IV и часть кн. V, посвященные 69–70 гг. После начла правления Веспасиана не хватает описания правления Тита и Домициана. Анналы (Annales или Ab excessu divi Augusti) Т. писал при Траяне, со 109 по 116 гг. Возможно, они состояли из 16 книг, которые охватывали период 14–68 гг., то есть правление императоров из династии Юлиев-Клавдиев: Тиберия (14–37 гг.), Калигулы (37–41 гг.), Клавдия (41–54 гг.), Нерона (54–68 гг.). Сохранились книги I–IV, часть V и VI, XI без начала, XVI без конца. Из них мы узнаем о правлении Тиберия, последнем периоде правления Клавдия и о правлении Нерона без последних двух лет. Не хватает сведений о правлении Калигулы, Клавдия (от начала до 47 г.) и Нерона в 64–68 гг. Оценивая предшествующую историографию, Т. находит, что знаменитые историки весьма красноречиво рассказали, а значит — и увековечили былые победы и неудачи римского народа. С момента битвы при Акции (31 г. до н. э.), когда власть оказалась в одних руках, правду начали фальсифицировать, ибо одни писатели льстили власть имущим, другие же их ненавидели. Т. старается, как он сам говорит, писать (sine ira et studio). Невозможно отрицать его точности в изложении фактов, но он все же приводил собственную трактовку и не всегда был объективен. Т. писал с явной морализаторской тенденцией. Мерой человека для него является добродетель (virtus), отсутствие которой он считал вырождением и упадком. Задачу Анналов он определил так: (Анналы, III, 65; в пер. Г.С. Кнабе). В изложении истории Т. не принимал во внимание всю империю, но ограничился историей города-государства. Об Италии, провинциях и людях, делавших там политику Т. говорит мимоходом. Зато он выдвинул на первый план фигуры императоров и придворных. В оценке их деяний историк оказался также хорошим психологом. Однако вследствие личных переживаний, особенно при Домициане, подозрительности и пессимизма, предпочитал подчеркивать их проступки. Риторику Т. применял очень сдержанно, но прибегал к ней в потрясающих зрителя описаниях, рассчитанных на эффект. Вопрос об источниках Т. довольно запутан. В Истории он ссылается на Плиния Старшего и записки Мессалы. В Анналах цитирует Плиния Старшего, Фабия Рустика, записки Юлии Агриппины Младшей, Домиция Корбулона, протоколы Сената и римские хроники. Вначале Т. писал под влиянием стиля Саллюстия и на этой основе развил собственный оригинальный стиль, который отличают сдержанность, суровость и лаконичность манеры выражения. Читатель должен понять больше, чем написано. В синтаксисе, в подборе выражений Т. избегает всего привычного. Он употребляет поэтические слова и обороты. Произведения Т. были забыты в античности и в средние века. В IV. в. к ним обращается Аммиан Марцеллин. Только в IX в. Рудольф Фулдский демонстрирует знакомство с некоторыми произведениями Т. В XVI в. Т. заинтересовались в Италии, в XVIII в. во Франции его критикует Вольтер, а позднее Наполеон I. В Германии к нему обращался Т. Моммзен.

М.В. Белкин, О. Плахотская.

Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,

1998

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тацит
Значение слова тацит
Что означает тацит
Толкование слова тацит
Определение термина тацит
tacit это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины