Энциклопедия культурологии - детектив
Связанные словари
Детектив
жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ в. Основоположники Д. Эдгар По и Уилки Коллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место в рассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Почему Д. именно в ХХ в. получил такое распространение? По-видимому, главный элемент Д. как жанра заключается в наличии в нем главного героя – сыщика детектива (как првило, частного), который раскрывает (detects) преступление. Главное содержание Д. составляет, таким образом, поиск истины. А именно понятие истины претерпело в начале ХХ в. ряд изменений. Истина в аналитической философии не похожа на истину, как ее понимали представители американского прагматизма или французского экзистенциализма. Соответственно в истории Д. можно выделить три разновидности. Первой хронологически был аналитический детектив, связанный непосредственно с гениальными умами Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский Д. его особенностью было то, что действие могло и чаще всего происходило в одном месте; часто этим местом был кабинет сыщика аналитика. Действие вообще могло быть редуцировано (ср. редукционизм логического позитивизма) к аналитическим рассуждениям о методах раскрытия преступления. Главным здесь является сам механизм, позволяющий раскрыть преступление. Предельным выражением был случай, когда персонажи вместе с сыщиком оказываются в ограниченном пространстве (в поезде "Восточный экспресс" Агаты Кристи, на яхте "Смертьпод парусом" Джона Ле Карре, в доме, окруженном снежным заносом, "Чисто английское убийство" Джеймса Чейза). Тогда задача сыщика упрощается он выбирает преступника из конечного числа индивидов. Англия недаром страна, в которой (в стенах Кембриджа) родился логический позитивизм. В то время как Шерлок Холмс разрабатывал свой дедуктивно аксиоматический метод, Бертран Рассел и Альфред Борт Уайтхед строили систему математической логики. Задача у детектива аналитика и аналитического философа, в сущности, была одна и та же построить идеальный метод, при помощи которого можно обнаружить истину. Метод здесь важнее, чем результат. С точки зрения теории характеров (см. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ) и логический позитивист, и сыщик-аналитик представляют собой яркий образец так называемого шизотимного, или аутистического мышления (см. АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ). Сыщик аутист интроверт, погруженный в свой мир благодаря своему углубленному, но "узкому" интеллекту, во всем видящий символы, разгадывающий преступление. Как правило, этический момент в этом субжанре Д. редуцируется в предельном случае убийцей оказывается сам сыщик, как в романе Агаты Кристи "УбийствоРоджера Экройда" (см. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ОПЫТ). Второй хронологической (1920-е гг.) (и практически во всем противоположной первой) разновидностью Д. был американский "жесткий" Д. Дэшила Хэмита. Здесь все не так. Пространство очень часто меняется. Сыщик активно вовлечен в перипетии интриги, он часто действует с помощью пистолета или кулака, иногда его самого избивают до полусмерти. Убийцей в таком Д. может оказаться кто угодно, вплоть до ближайшего друга, как в романе Д. Хэмита "Стеклянный ключ". Поиск истины здесь проводится отнюдь не при помощи дедуктивных аналитических процедур и сама истина оказывается синонимом не справедливости, а хитрости, силы и ловкости ума. Это прагматический Д. Истина в прагматизме это "организующая форма опыта" (формулировка русского философа-прагматиста А. А. Богданова). С характерологической точки зрения это эпилептоидный Д. (см. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ): сыщик напряженно-агрессивный человек атлетического сложения, очень хорошо умеющий ориентироваться в конкретной обстановке. Теперь, видя, как прочно массовая культура связана с национальным типом философской рефлексии, мы не удивимся, что в третьем (и последнем) типе классического Д. французском господствует идеология экзистенциализма. Сыщик здесь, как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишь благодаря некоему экзистенциальному выбору, личностно нравственному перевороту. Классический автор французского экзистенциального Д. Себастиан Жапризо, а одиниз лучших романов "Дама в очках с ружьем в автомобиле". Герой экзистенциального Д. не блещет ни умом, ни кулаками. Его сила в его душевной глубине и неординарности, в гибкости, позволяющей ему не только удержаться на поверхаости, выжить, но и разгадать загадку, которая кажется мистически непостижимой. С характерологической точки зрения такой герой -психастеник (см. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ), реалистический тревожный интроверт, вечно копающийся в прошлом, откуда ему и удается путем мучительных переживаний добыть истину. В послевоенные годы жанры перемешались. А постмодернизм (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ) дал свои образцы Д. пародийного, разумеется: и аналитического ("Имя розы" Умберто Эко), и экзистенциального ("Маятник Фуко" того же автора), и прагматически эпилептоидного ("Хазарский словарь" Милорада Павича). В современной массовой литературе и кино первое место у Д. отнял триллер.
Словарь культуры XX века.
В.П.Руднёв.