Энциклопедия европейского искусства - аппиани
Связанные словари
Аппиани
, Андреа (Appiani, Andrea) 1754, Милан — 1817, Милан. Итальянский живописец, рисовальщик, сценограф. Учился у К. М. Джудичи, посещал также Академию Амброзиана в Милане. Посетил Флоренцию (1783—1784), испытав влияние Дж. Трабалези и М. Кноллера, а также Болонью, где его внимание привлекли произведения Доменикино. В Риме и Неаполе изучал живопись Рафаэля и Менгса, античную скульптуру. В Парме (1795) познакомился с живописью Корреджо. С 1792 постоянно работал в Милане. Начинал как станковый живописец, создав в 1780—1800-е картины на мифологические сюжеты (Туалет Юноны, Брешия, галерея Тозио-Мартиненго; Юнона и Грации, Аполлон и Гиацинт, Аполлон и Дафна, 1805, все — Милан, галерея Брера; Разгневанный Геракл, Милан, галерея Амброзиана). Писал полотна на сюжеты из римской (Эпизод из римской истории, Милан, частное собрание) и современной художнику истории (Наполеон, дающий мир Европе, Милан, Музей истории). В картинах на аллегорические и мифологические сюжеты подражал сфумато и светлому колориту Корреджо, придавая сценам характер не лишенной фантазии, но в целом суховатой по настроению идиллии в пейзаже. Известное полотно Аппиани — Колесница Аполлона (1800, Милан, галерея Брера), композиционно напоминающее фреску Дж. Б. Тьеполо в миланском палаццо Клеричи (Путь Солнца на Олимпе), знаменует разительное отличие искусства двух эпох. Оно предвещает закат великой декоративной традиции XVIII столетия и начало эпохи "нового классического искусства", главной сутью которого станет стилизация. Аппиани был высокообразованным человеком, принадлежавшим к кругам просвещенной ломбардской интеллигенции. В этой среде он считался знатоком литературы, античного искусства, театра. Во Флоренции и Милане художник работал как сценограф, исполнив на сюжет Миф о Европе эскиз занавеса для драматического театра в Милане (1798, Милан, частное собрание). Аппиани был широко известен как портретист, создавший серию портретов своих современников — писателей, художников, актеров, деятелей итальянской культуры (А. Канова, ок. 1790, Милан, галерея Брера; Певица Грассини, ок. 1805, Милан, галерея Амброзиана; Винченцо Монти, 1805, Рим, Нац. галерея современного искусства; Граф Соммарива, ок. 1805, Бергамо, галерея Академии Каррара). Художник создавал камерные портреты, исполненные в ломбардской живописной традиции. Излюбленные Аппиани сочетания белого и светло-голубого в одеждах портретируемых всегда выделены ровным холодным светом в общей несколько темной гамме. В полотнах Портрет Уго Фосколо (1802, Милан, галерея Брера), Автопортрет (нач. 1800-х, Флоренция, галерея Уффици), Каролина Питро-Анжолини (1811—1813, Милан, галерея Амброзиана) внутренняя взволнованность образов, беспокойное перетекание света свидетельствуют о предромантических тенденциях в творчестве художника. В 1796 Аппиани был назначен французскими властями комиссаром по делам изобразительных искусств Цизальпинской республики. В его ведении находились миланская Академия художеств и галерея Брера. По заказу Наполеона Аппиани писал портреты и аллегории, прославлявшие гений императора и его военачальников (Наполеон I, 1803, Белладжо, Комо, собрание виллы Мельци; Генерал Дезо, Версаль, Нац. музей; Наполеон на троне с аллегориями Мира и Победы, 1806, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. С конца 1780-х, после посещения Флоренции, начал работать в монументальной живописи. В росписи Ротонды в парке Королевской виллы в Монце (1789) на сюжет из истории Амура и Психеи проявилось влияние полного грации рококо стиля Дж. Трабалези. Фрески исполнены в светлой монохромной гамме. Влиянием Доменикино и Корреджо отмечены росписи церкви Санта Мария прессо Сан Чельсо (1792—1795) с изображением четырех евангелистов в люнетах. Об увлечении художника идеалами неоклассицизма свидетельствует фреска Парнас (1790-е — 1807) Королевской виллы в Милане (палаццо Бельджойозо). Композиционным построением, скульптурностью фигур, холодным ярким колоритом она напоминает одноименное произведение А. Р. Менгса на вилле Альбани. Самой значительной, принесшей Аппиани известность работой явилась роспись Королевского дворца в Милане (1808—1812), выполненная по заказу пасынка Наполеона принца Евгения Богарне. Фрески Тронного зала (Апофеоз императора, Аполлон и музы, Гименей и Мир, Четыре части света, Вулкан и Минерва — ныне хранятся в Тремеццо, Комо, вилла Карлотта) на языке велеречивой аллегории, столь ценимой в эпоху империи, прославляли Наполеона как властителя истории, покровителя искусств, мудрого монарха, во имя государственных интересов решившегося на второй брак. В зале Кариатид Аппиани написал в технике гризайли композиции с эпизодами победоносных сражений французской армии. По замыслу художника они были исполнены в "героическом" духе рельефов колонны Траяна. Эти росписи Аппиани, как и более ранние его декоративные работы, явились характерными произведениями живописи итальянского неоклассицизма. Аппиани создавал и графические произведения на исторические, мифологические и аллегорические сюжеты, работая преимущественно в темпере.
Лит.: Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 1890. Т. 1; Ottino della Chiesa A. L’eta neoclassica in Lombardia. Milano, 1959; Nicodemi G. I Grandi pittori dell’Ottocento italiano. I pittori di Alta Italia. Milano, 1961; Precetti-Garberi M. Andrea Appiani, pittore di Napoleone. Milano,1970.
Е. Федотова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое аппиани
Значение слова аппиани
Что означает аппиани
Толкование слова аппиани
Определение термина аппиани
appiani это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):