Энциклопедия европейского искусства - беркхейде
Связанные словари
Беркхейде
Иоб Адрианс (Job Adriaensz; 1630, Харлем — 1693, Харлем) — ученик Якоба де Вета, испытал влияние Питера Санредама. Работал в Харлеме. С 1654 — член гильдии живописцев. Вместе с братом совершил поездку по Рейну, посетил Кёльн и Гейдельберг, где оба брата продолжительное время работали при дворе курфюрста Пфальцского. Расставшись с придворной карьерой, они вернулись в Голландию. Иоб Беркхейде писал городские виды, миниатюры, реже картины на религиозные сюжеты (Посещение мастерской художника, 1659; Театральное представление на площади, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Старая биржа в Амстердаме, 1669, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена; Интерьер церкви Св. Бавона в Харлеме, 1688, Харлем, Музей Франса Халса; Старая площадь в Харлеме, 1666, Гаага, Маурицхейс).
Геррит Адрианс (Gerrit Adriaensz; 1638, Харлем — 1698, Харлем) учился, вероятно, у своего брата. Испытал влияние Питера Санредама. Работал в Харлеме. С 1660 — член гильдии живописцев. В отличие от Иоба Беркхейде, тяготевшего к жанровым мотивам, Геррит Беркхейде обратился к собственно городскому пейзажу, создав его изобразительную систему. Он писал виды Амстердама, Харлема, Гааги с топографической точностью. Произведения: Большая рыночная площадь в Харлеме (1673), Вид канала и ратуши в Амстердаме (обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Цветочная улица в Амстердаме (Амстердам, Рейксмузеум), Рыночная площадь и церковь в Харлеме (1674, Лондон, Нац. галерея), Рыбный рынок в Харлеме (1692, Харлем, Музей Франса Халса), Площадь Дам в Амстердаме (1672, Амстердам, Рейксмузеум). В картинах живописца все размеренно, упорядоченно и прозаично. Площади и улицы с рядами идущих в глубину новых кирпичных домов и чередованием темных и освещенных частей строятся в прямой перспективе. Но перспектива обычно замкнута корпусом здания, расположенного параллельно плоскости холста. Геометрически вычерчены линии стен, оконных проемов, выметенные мостовые, пустынные набережные, перекинутые через каналы мосты и тени, отбрасываемые зданиями. Немногие чинные фигурки хорошо одетых горожан играют роль пассивных стаффажей. Поэты воспевали произведения братьев Беркхейде, современники их высоко ценили.
Лит.: Olbrich H., Mobius H. Hollandishe Malerei des 17. Jahrhunderts. Leipzig, 1990.
Т. Каптерева
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006