Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - гольбейн

Гольбейн

(Хольбейн), Ганс Младший (Holbein, Hans der Jungere) Между 1497—1498 (зимой), Аугсбург — 1543, Лондон. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у отца — живописца Ганса Гольбейна Старшего. В 1515—1517 вместе с братом Амброзиусом — подмастерье у живописца Г. Гербстера в Базеле. В 1518—1519, по-видимому, совершил поездку в Северную Италию (Ломбардия, Милан). С 1519 вступает в гильдию живописцев и заводит собственную мастерскую в Базеле, где остается до 1526. В конце 1523 — начале 1524 поездка по ряду городов Франции (Лион, Авиньон, Амбуаз и др.). В 1526—1528 и с 1532 до конца жизни работал в Лондоне. С 1536 — придворный художник английского короля Генриха VIII. Гольбейн занимает особое место среди мастеров немецкого Возрождения. Его творчество, сформировавшееся и пережившее свой первый расцвет в гуманистической атмосфере Базеля, где жил и работал один из крупнейших гуманистов Европы Эразм Роттердамский, проникнуто светским началом, ровным, спокойным и пристальным взглядом на мир. Художника почти не коснулся драматический, мятущийся дух немецкого Возрождения, тревожившие современников религиозно-этические проблемы. Даже тема, воплощенная им в серии миниатюрных (6,5 ? 4,8 см) рисунков Пляски смерти (переведены в гравюру на дереве Г. Лютцельбургером), лишена у него драматического пафоса или религиозной экзальтации, трактована в спокойных, повествовательных интонациях. В то же время спокойствие мастера не всегда невозмутимо, что наиболее явственно сказалось в композиции Мертвый Христос (1521—1522, Базель, Художественный музей). Тронутое тлением тело со следами ужасных мук, втиснутое в узкий, давящий саркофаг, изображено с натуралистической достоверностью. Однако этот всепроникающий анализ, заостряя внимание на человеческой ипостаси Богочеловека, возбуждает страстно-эмоциональный отклик зрителя. Временем становления и первого расцвета дарования Гольбейна были годы работы в Базеле. Его творчество в эту пору наиболее многообразно: он создает ряд не дошедших до нас монументальных росписей фасадов зданий в Цюрихе и Люцерне, пишет алтарные картины, работает в области гравюры на дереве (около 1 200 ксилографий, вырезанных по его рисункам профессиональными резчиками). Наконец, это время созревания его блистательного таланта портретиста и рисовальщика. Художник начал свой творческий путь именно в этом качестве — серией выполненных в свободной, несколько гротескной манере рисунков пером на полях печатного экземпляра трактата Эразма Роттердамского Похвала Глупости (1515, Базель, Кабинет гравюр) и парными портретами базельского бургомистра Якоба Майера и его жены Доротеи (1516, Базель, Художественный музей). Последние являются своеобразным художественным манифестом молодого живописца — с документальной точностью переданный несколько прозаический облик моделей соединяется с их спокойной уверенностью, душевным равновесием; ренессансную гуманизированную атмосферу призван создать новый для немецкого портрета архитектурный фон — колонны, пилястры, арка с нарядной антикизированной орнаментацией. Судя по сохранившимся рисункам Гольбейна к росписям т. н. Дома танцев в Базеле (1520—1524, Берлин, Гравюрный кабинет), обязанного своим названием опоясывавшему фасад фризу с пляшущими крестьянами, большую роль в системе декорации стены играла иллюзорная архитектура в стиле североитальянского Возрождения, чьи формы Гольбейн воспринял несравненно органичнее, нежели его немецкие современники. Новое для немецкого искусства решение он находит и в наиболее значительных алтарных работах базельского периода — Золотурнской Мадонне (1522, Золотурн, Гор. музей) и Мадонне Якоба Майера (1526, Дармштадт, Музей земли Гессен). В Золотурнской Мадонне художник органично перенес на немецкую почву итальянский тип "Святого собеседования" с его гармоническим равновесием композиции, величавой торжественностью, арочным завершением, чей ритм повторяют плавные широкие очертания фигуры Марии. В то же время лица фланкирующих фигуру Марии неизвестного епископа и закованного в латы воина св. Урса почти портретны, а в милом, ясном лице Мадонны явственно видны черты ее прототипа — позировавшей Гольбейну молодой женщины (как иногда предполагают, жены художника). Итальянские мотивы проступают и в Мадонне Якоба Майера. Об этом свидетельствуют конха в виде раковины ниши, на фоне которой стоит Мадонна, позы и облик Младенца и двух младших детей Майера. Вместе с тем эта вотивная картина — великолепный групповой портрет семьи Майера. Портретный жанр в базельский период занимает ведущее место в творчестве Гольбейна. Тщательно изучавший модель в сериях подготовительных рисунков, передававший ее облик с такой точностью, что его работы являются своеобразными историческими документами, мастер в сравнительно небольших, погрудных или поясных базельских портретах всякий раз находит полную гармонического равновесия и в то же время неповторимую композицию, изображая модель то в фас, то в три четверти или профиль, подчеркивая композиционным строем счастливое равновесие духа молодого гуманиста Бонифация Амербаха (1519, Базель, Художественный музей) или величайшую душевную сосредоточенность Эразма Роттердамского (ок. 1523, Париж, Лувр). Последний портрет считается лучшим, самым глубоким по образу изображением знаменитого гуманиста. Среди портретов, связанных с деятельностью Гольбейна в Базеле, выделяется и выполненный во время кратковременного пребывания в этом городе между двумя поездками в Англию Портрет жены художника с детьми (1528—1529, Базель, Художественный музей), очень простой и искренний. Первая поездка Гольбейна в Лондон была совершена по совету Эразма Роттердамского, рекомендовавшего художника крупнейшему английскому гуманисту Томасу Мору, в те годы канцлеру и советнику короля Генриха VIII. Групповой портрет семьи Томаса Мора — первое произведение такого жанра в европейской станковой живописи, включавший 10 фигур в полный рост, изображенных в просто обставленной жилой комнате, — погиб в XVII в. Но сохранился рисунок художника, фиксирующий всю композицию (1527, Базель, Кабинет гравюр), а также ряд великолепных портретных рисунков, дающих представление и об общем решении портрета, сочетании торжественности и естественности, домашности, и яркости образных характеристик. Новый для немецкого искусства мотив введения в портретный жанр жизненной среды, окружающих человека и отражающих его личность предметов, смело использованный в торжественном групповом портрете семьи Мора, нашел дальнейшее развитие в Портрете астронома Николауса Кратцера (1528, Париж, Лувр) и в написанном в начале второго лондонского периода Портрете немецкого купца Георга Гиссе (1532, Берлин, Гос. музеи), где вещный мир (ковер, ткани нарядного костюма) передан с характерной для мастера Северной Европы тонкостью, во всем богатстве форм и фактур. Среди произведений второго лондонского периода, времени, когда Гольбейн стал придворным мастером Генриха VIII, важное место занимают парадные портреты, превосходящие своей эффектностью и великолепием немногочисленные образцы этого жанра, созданные его современниками. Особенно репрезентативен Портрет французских послов в Англии Жана де Дентвилля и Жоржа де Сельва (1533, Лондон, Нац. галерея), изображенных в полный рост, облаченных в великолепные одеяния из шелка, бархата, меха, в интерьере с нарядным узором мозаичного пола, коврами, музыкальными инструментами. В поколенном Портрете Генриха VIII (1538, Рим, Нац. галерея) художник достигает впечатления внушительности и эффектности другим приемом: он разворачивает в фас массивную фигуру, которой как бы тесно в рамках портрета, обращая к нам мясистое высокомерное лицо, подчеркивая синим фоном мерцание тончайшего золотого шитья одежды и обильно, с варварским великолепием усыпающих ее драгоценных камней. Такой же торжественный разворот в фас избрал Гольбейн в более сдержанном по цветовому решению Портрете Шарля Моретта (ок. 1534, Дрезден, Картинная галерея). В целом парадные портреты Гольбейна отличает холодная замкнутость персонажей; сопоставление с подготовительными рисунками показывает, как в живописном варианте утрачивается яркость и сложность непосредственно увиденного художником характера. Именно многочисленные графические портреты составляют ценнейшую часть творческого наследия второго лондонского периода. Уже в 1520-х в Базеле и во время первого короткого пребывания в Лондоне Гольбейн делает графические портретные этюды, имеющие самостоятельную художественную ценность. Работая на тонированной бумаге мягкими материалами, черным и цветными мелками, свободно оперируя то тонкой, бережно проведенной линией, то широкими, свободно наложенными штрихами, находя неповторимый поворот головы, силуэт и ритм линий, он создает образы, полные удивительной жизненности, будь то юная, угловатая рыжеволосая девочка-подросток Анна Майер (1526, Базель, Кабинет гравюр) или юношески порывистый Джон Мор (1526—1527, Виндзор, Королевская библиотека). Особенно ярко раскрывается блистательный талант рисовальщика и портретиста в обширной галерее портретных рисунков, созданных в Англии в 1532—1543. Гольбейн оказал существенное влияние на становление портретного жанра Англии.

Лит.: Сидоров А. А. Ганс Гольбейн Младший. М., 1933; Немилов А. Н. Гольбейн. М.; Л., 1962; Waetzold W. Hans Holbein der Jungere. Werk und Welt. Berlin, 1938; Schmid H. A. Hans Holbein der Jungere. Sein Aufstieg zur Meisterschaft und sein englischer Stil. Basel, 1945—1948. Vol. 1—3; Ganz P. Hans Holbein. Die Gemalde. London, 1949; Strong R. Holbein and Henry VIII. London, 1967; Boureanu R. Holbein. London, 1977; Holbein. New York, 1980.

Л. Алешина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гольбейн
Значение слова гольбейн
Что означает гольбейн
Толкование слова гольбейн
Определение термина гольбейн
golbeyn это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины