Энциклопедия европейского искусства - мазолино да паникале
Связанные словари
Мазолино да паникале
(Masolino da Panicale), полн. имя Томазо ди Кристофоро ди Фино 1383, Паникале — 1447, Флоренция. Итальянский живописец. Уроженец городка Паникале близ Вальдарно. В 1423 вступил в цех флорентийских художников. Работал во Флоренции (1423—1425, 1427), Венгрии при дворе короля Сигизмунда (кон. 1425 — 1-я пол. 1427), Риме (с кон. 1427), Кастильоне Олона в Ломбардии (сер. 1430-х). По-видимому, вышедший из той части флорентийской художественной среды нач. XV в., которая была связана с готическими традициями, Мазолино испытал влияние Джентиле да Фабриано; в то же время основополагающее значение для Мазолино имело его сотрудничество с Мазаччо, начавшееся не позже 1424 и продолжавшееся до смерти последнего (1428), сблизившее его с реформаторскими художественными кругами Флоренции. В простодушно-радостном, полном светлых интонаций искусстве Мазолино готическое наследие проступает в легкой стилизации силуэтов фигур, их вытянутых пропорциях, в изысканном и хрупком облике персонажей, миловидности и нежности юных лиц, нарядности светлой красочной гаммы. В то же время Мазолино достаточно органично воспринял и некоторые принципы живописного языка Мазаччо — обобщенность трактовки форм, мягкость и широту светотеневой лепки, тяготение к простоте. Мазолино достаточно органично воспринял и некоторые принципы живописного языка Мазаччо — обобщенность трактовки форм, мягкость и широту светотеневой лепки, тяготение к простоте. Мазолино привлекли и возможности линейной перспективы, которые он широко использовал в своих работах. Сотрудничество Мазолино и Мазаччо, начавшееся, по-видимому, с работы над алтарем Св. Анны (ок. 1424, Флоренция, галерея Уффици), было продолжено в росписях капеллы Бранкаччи (1425—1427, Флоренция, церковь Санта Мария дель Кармине). Выполнив, видимо, до отъезда в Венгрию (1 сентября 1425) ныне не существующие росписи люнет и сводов капеллы, он продолжил работу после возвращения во Флоренцию в июне 1427, написав в верхнем регистре правой стены Грехопадение и Воскрешение Тавифы, а на алтарной стене Проповедь св. Петра. Эти фрески, созданные в момент наибольшего сближения художника с Мазаччо, несут отпечаток эпического стиля последнего; в то же время в светлой красочной гамме, мягкости слегка стилизованных очертаний, простодушной поэтичности проступают неповторимые черты творческой личности Мазолино. Интерес к перспективе, наметившийся в росписях капеллы Бранкаччи, нашел дальнейшее развитие в римский период творчества Мазолино в росписях капеллы Св. Екатерины (1427—1431, Рим, церковь Сан Клементе). Кульминацией творчества Мазолино являются росписи баптистерия в местечке Кастильоне Олона в Ломбардии (ок. 1435), посвященные истории Иоанна Крестителя. Отмеченные живостью деталей, сиянием светлых красочных тонов, они как бы раздвигают стены небольшого помещения, открывая зрителям обширное, залитое серебристым светом пространство; в занимающем одну из стен Пире Ирода его протяженность подчеркивается стремительным перспективным сокращением уходящих в глубину арочных портиков. Работы Мазолино в Ломбардии оказали существенное влияние на становление Раннего Возрождения в Северной Италии.
Лит.: Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979; Toesca P. Masolino da Panicale. Bergamo, 1908; Schmarsow A. Masolino und Masaccio. Leipzig, 1928; Micheletti E. Masolino da Panicale. Milano. 1959; Vayer L. Masolino es Roma. Budapest, 1962.
И. Смирнова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое мазолино да паникале
Значение слова мазолино да паникале
Что означает мазолино да паникале
Толкование слова мазолино да паникале
Определение термина мазолино да паникале
mazolino da panikale это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):