Энциклопедия европейского искусства - моранди
Связанные словари
Моранди
, Джорджо (Morandi, Giorgio) 1890, Болонья — 1964, Болонья. Итальянский живописец и график. Учился в болонской Академии художеств (1907—1913). Со студенческих лет стал приверженцем национальной классической традиции, внимательно изучал произведения Джотто, Мазаччо, Уччелло, Пьеро делла Франческа. Одновременно увлекался творчеством Сезанна, французских импрессионистов, проявлял интерес к новейшим авангардным течениям. В 1914 участвовал в выставке футуристов. В немногих сохранившихся ранних произведениях (большинство из них художник уничтожил в 1913) ощутимо влияние Сезанна (Пейзаж, 1911, Милан, частное собрание; Снежный пейзаж в Болонье, 1913, Рим, частное собрание). Натюрморты, написанные ок. 1916, организуются четкими вертикально-горизонтальными ритмами, тонкой нюансировкой хроматической гаммы (Натюрморт, 1916, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1918 Моранди познакомился с направлением метафизической живописи. В следующем году встретился в Риме с Де Кирико и Карра. В течение этих двух лет художник, пребывавший в одиночестве в Болонье, разработал собственную версию метафизической живописи в жанре натюрморта. В метафизических натюрмортах Моранди предметы, гладко отшлифованные, утрачивают свою индивидуальность, обращаясь в некие анонимные геометрические праформы, условные модели реальных вещей. Голова манекена, плотно обтянутая кожей, белые бутылки, коробки, рулоны бумаги выглядят как муляжи, гипсовые маски натуральных объектов (Натюрморт, 1918, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Большой метафизический натюрморт, 1918, Милан, собрание Джези; Натюрморт, 1918—1919, Флоренция, частное собрание). Линейки, обручи, шары столь же бесплотные, как и отбрасываемые ими тени, зависают в витрине с откинутой стеклянной стенкой. Пересечения линейных профилей, теней, периметров превращают эту модель перспективной коробки, наполненную измерительными инструментами, в пространственный лабиринт. В 1920 Моранди, отказавшись от приемов метафизической живописи, вернулся к привычным для него формам натюрморта и пейзажа. В дальнейшем его творческая эволюция протекает плавно, без скачков. Сознательно ограничив круг тем и мотивов, художник внимательно исследует пластические качества однотипных объектов, обнаруживая в них огромные ресурсы художественной выразительности. Пейзажи, которые он регулярно писал летом в Гридзане и Роффено, отличаются исключительной тонкостью тональных модуляций. Серебристые оттенки южной зелени, позолоченные солнцем стены домов, дороги и лужайки, добела промытые ярким светом, образуют изысканные красочные гармонии. В лаконичных пейзажах, написанных в период Второй мировой войны, острое ощущение неповторимого мгновения перерастает в универсальное представление о сирой земной обители (Снежный пейзаж, 1941; Пейзаж, 1943; Пейзаж с домами, 1943; все — частные собрания). Вдумчивая созерцательность искусства Моранди в наивысшей мере проявилась в жанре натюрморта. Простые предметы — бутылки, графины, фляги, вазы, коробки — объединяются в тесные группы или выстраиваются параллельными рядами вдоль кромки стола. Ровный пустой фон не устраняет глубину, а лишь нейтрализует ее; как при съемке телеобъективом, возникает размытая перспектива, концентрирующая внимание на переднем плане. Заурядные предметы обнаруживают неожиданное богатство зрительных качеств и аспектов, поразительное разнообразие малого мира обыденных вещей. В период 1920—1930-х Моранди особое внимание уделял свету и тени. Сосуды, погруженные в рассеянный сумрак, обретают монументальность обелисков, внушительность мраморных изваяний (Натюрморт, 1930, Рим, частное собрание; Большой натюрморт, 1935, Милан, собрание Маттиоли). Вертикальные блики, контрасты кьяроскуро, ступенчатый ритм чередования предметов по высоте придают особую торжественность этому параду вещей (Натюрморт, 1938; Натюрморт, 1940; Композиция из бутылей, 1949, все — частные собрания). В натюрмортах 1950—1960-х плотно, почти без пауз расставленные вещи демонстрируют исключительную гармонию цветовых аккордов. Хрупкие пустотелые сосуды впитывают в себя свет, отфильтровывая из его спектрального состава тончайшие оттенки (Натюрморт, 1946, Лондон, галерея Тейт; Натюрморт с чашками, 1953, частное собрание; Натюрморт, 1957, Париж, частное собрание). Натюрморты Моранди, строгие, замкнутые в себе, выявляют собственные законы зримой предметности, ее имманентного существования, самодостаточного и не нуждающегося в лирической экзальтации. Огромную часть наследия Моранди составляют офорты. В них паутина тончайших линий воссоздает зыбкую ткань световых лучей, являя подлинную зрительную природу объектов. С 1930 по 1956 художник возглавлял кафедру гравюры в болонской Академии художеств. В 1948 стал действительным членом Национальной академии Св. Луки в Риме.
Лит.: Джорджо Моранди: Каталог выставки. М., 1978; Arcangeli F. Giorgio Morandi. Milano, 1964; Vitali L. Giorgio Morandi pittore. Milano, 1964; Brandi C. Morandi lungo il cammino. Milano, 1970.
В. Крючкова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое моранди
Значение слова моранди
Что означает моранди
Толкование слова моранди
Определение термина моранди
morandi это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):