Энциклопедия европейского искусства - пантоха де ла крус
Связанные словари
Пантоха де ла крус
, Хуан (Pantoja de la Cruz, Juan) 1533, Вальядолид — 1608, Мадрид. Испанский живописец. Мастер придворного портрета. Учился у А. Санчеса Коэльо, работал в его мастерской, копировал его работы. Испытал влияние Тициана, А. Мора, позднеманьеристического европейского портрета. Работал в Мадриде, Вальядолиде, сопровождая переехавший туда в 1602—1606 двор, в Эскориале, Лерме, Мадригале, Бургосе, Толедо. После смерти А. Санчеса Коэльо получил почетное место личного художника короля Филиппа II, а с 1598 — Филиппа III. До этой даты составить представление о жизни и деятельности мастера значительно сложнее, нежели в последующие годы, от которых в дворцовых архивах сохранились конкретные сведения и счета, а также завещание 1608, свидетельствующее об огромном объеме работ, о множестве заказов различного характера. Пантоха создавал для церковных алтарей религиозные композиции, где использовал, возможно, под влиянием молодого Ф. Рибальты, эффекты светотени, ночного освещения, созвучные распространенной в Испании живописи караваджизма (Св. Августин и Св. Николай Толентийский, 1601, для коллекции Марии де Арагон в Мадриде; Рождество Девы Марии, 1603; Рождество Христа, 1603; Непорочное зачатие, 1603, все — Мадрид, Прадо), натюрморты с жанровыми мотивами (бодегоны, не сохранились), декоративное оформление дворцовых празднеств и маскарадов, эскизы произведений скульптуры, в т. ч. для бронзовой конной статуи Филиппа III на пласа Майор в Мадриде (итальянские скульпторы Дж. да Болонья и П. Такка). Входил в круг испанской художественной элиты, среди его почитателей — Лопе де Вега и Ф. Кеведо; вероятно, был знаком с Эль Греко, Ф. Рибальтой, а в 1603 с Рубенсом, посетившим Испанию. О его высоком профессионализме свидетельствует последний крупный заказ 1607, связанный с восстановлением портретной галереи Габсбургов, созданной Тицианом, А. Мором, Софонисбой Ангисшолой и пострадавшей при пожаре загородного дворца Эль Пардо в 1604. Эти работы испанца, в ту пору возглавлявшего большую мастерскую, оставались, судя по описаниям, во дворце до 1703, их дальнейшая судьба неизвестна. Таков был удел и многих других произведений Пантохи, о существовании которых можно судить только по документам. Практика повторений и копий портретов, посылаемых ко дворам Германии, Фландрии, Англии, затрудняющая установление авторства, датировки и точной идентификации изображенных лиц, породила немало сложностей в изучении наследия Пантохи, как и всего испанского придворного портрета XVI в., лишь в последние годы привлекшего углубленное внимание исследователей. В ранний период творчества (1580—1590) Пантоха был тесно связан с традициями А. Санчеса Коэльо, создателя испанского придворного портрета с его изобразительными приемами возвеличения и идеализации социально значимой модели и вместе с тем отличавшегося объективной тонкостью сходства, портретной достоверностью подчас заурядного и малопривлекательного лица. Представленные во весь рост или поколенно статичные фигуры в однотипных позах, с однообразными жестами и аксессуарами, облаченные в великолепные костюмы с тщательно выписанными драгоценными деталями, отмечены печатью величавого бесстрастия. К произведениям Пантохи 1580-х принадлежит группа портретов семейства Перштейн и де Арагон в чешском собрании замка Роудниц (ныне Нелотовес близ Роудница), атрибуции которых вызывают немало разногласий. Уступая своему учителю в живописной одаренности, Пантоха обогащает памятно-репрезентативную функцию портрета новыми приемами: изменением композиции с приближением крупных фигур к передней плоскости холста и расширением пространства фона, введением торжественных декоративных мотивов (занавеса, элементов архитектуры), повышенной роскошью костюма. Однако задача возвеличивания модели не препятствует точному и объективному ощущению художником конкретной натуры. Работая в Эскориале в 1590-е, Пантоха создает портреты наследника престола инфанта Филиппа (1590—1592, 1594, Вена, Музей истории искусства), его же в облике монарха (Портрет Филиппа III, 1606, Мадрид, Прадо) и особенно известный Портрет Филиппа II (1590-е, Эскориал, библиотека), при всей его репрезентативности — образ старческой немощи. Среди произведений Пантохи существует небольшая группа более камерных погрудных портретов, выходящих за рамки придворного канона и более глубоко раскрывающих характер, внутреннюю жизнь незаурядной человеческой личности — сидящий за рукописью, обдумывающий свои мысли ученый и писатель падре Сигуэнса, первый хранитель эскориальной библиотеки (1601, Эскориал, библиотека); возможно, ректор Коллегии Марии де Арагон Эрнандо Рохас с живым выражением лица (1595), рыцарь ордена Сант Яго (1601, оба — Мадрид, Прадо), в утонченном облике которого сказалась возможная зависимость Пантохи от портретов Эль Греко, в ту пору широко известных в испанском обществе. Однако общая тенденция работ Пантохи кон. 1590 — первых лет XVII в. состояла в усилении торжественности, изысканной декоративности образа; особую роль приобретают уравновешенность несколько геометризированной композиции, обобщенный ритм линий сочетается с дробностью мельчайших, написанных рукой миниатюриста (известно, что мастер обращался и к портретной миниатюре) деталей драгоценных украшений, узорчатого орнамента, огромных гофрированных воротников, вошедших в моду (портреты испанских наместников Нидерландов Изабеллы Клары Евгении, сер. 1590-х, эрцгерцога Альберта, 1599, Мадрид, Прадо; королевы Марианны Австрийской, супруги Филиппа III, 1605, Лондон, Бакингемский дворец; Хьюстон, Музей; 1606, Мадрид, Прадо; Сантьяго де Куба, Музей Бакарди). К числу выразительных произведений мастера принадлежит единственно достоверный в наших собраниях портрет дона Диего де Вильямайора (1605, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Архаичность и условность приемов с развернутой на плоскости полуфигурой юного гранда, выражение холодной замкнутости отталкивающе неприятного лица с чертами дегенерации создают запоминающийся образ, словно сошедший со страниц испанской истории. В творчестве Пантохи де ла Крус, сыгравшего значительную роль в развитии национальной живописи, отразилась проблема сложения типа сословного портрета, возникшего в Европе на маньеристической основе и переходного к эпохе барокко. Портрет этого типа сочетал в противоречивом единстве физиономическую точность и узорчатую плоскостную условность, конкретность реалий и рафинированность придворной культуры. В произведениях учеников и последователей Пантохи резко усилились заметные уже и у самого мастера черты внешней декоративности; решительное обновление испанского портрета наступило в XVII столетии.
Лит.: Каганэ Л. Л. Хуан Пантоха де ла Крус. Л., 1969; Kushe M. Pantoja de la Cruz. Madrid, 1964; Breuer-Hermann S. Alonso Sanchez Coello y el retrato en la corte de Felippe II. Museo del Prado. Madrid, 1990.
Т. Каптерева
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое пантоха де ла крус
Значение слова пантоха де ла крус
Что означает пантоха де ла крус
Толкование слова пантоха де ла крус
Определение термина пантоха де ла крус
pantoha de la krus это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):