Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - пеллицца да вольпедо

Пеллицца да вольпедо

, Джузеппе (Pellizza da Volpedo, Giuseppe) 1868, Вольпедо, Пьемонт — 1907, Вольпедо. Итальянский живописец. С 1884 учился в миланской Академии художеств. В 1887 посещал класс Фаттори в Академии художеств Флоренции. С 1889 занимался в Академии Каррара в Бергамо. Сблизившись с П. Номеллини и А. Морбелли, увлекся эстетикой символизма. После знакомства с парижской художественной жизнью (нач. 1890-х) и встречи с братьями В. и А. Грубичи стал с 1892 выставляться с итальянскими дивизионистами. В 1890-е сблизился также с кругом литераторов, критиков и художников, сложившимся вокруг флорентийского журнала Марццокко. Стал сторонником социалистических идей, создал ряд произведений в традициях итальянского "социального веризма", представители которого, как и символисты Италии, впервые заявили о себе на миланской триеннале в 1891. Ранние произведения художника исполнены в манере живописи цветовым пятном, унаследованной от Дж. Фаттори (На сеновале, 1893; Зеркало жизни, ок. 1895, обе — Турин, Галерея современного искусства; Утраченные иллюзии, 1892—1894, частное собрание; Маленькие матери, 1892, частное собрание). С веристской конкретностью в них показаны среда и чувства персонажей. В новой живописной манере, строящейся, как и у Сегантини, на сочетании длинных и коротких лучеобразных мазков, имитирующих динамику спектрального изменения цвета, исполнено полотно Процессия (1892—1895, Милан, Музей науки и техники). С правдивой обстоятельностью передано в нем монотонное движение на зрителя религиозной процессии. В темных фигурах монахинь, контрастных сочетаниях черного и белого в их одеждах чувствуется привкус загадочности и мистики, присущий живописи символистов. По-веристски натуралистическая достоверность и увлечение трагическими (Мертвый ребенок, 1896—1905, Париж, музей Орсе) или сентиментальными сюжетами (Прогулка влюбленных, 1901—1904, Асколи-Пичено, Гор. галерея) привносят несколько салонную окраску в работы художника. Уподобленное декоративному панно полотно Луг (1894, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте) отмечено поиском музыкального композиционного и цветового ритма. Однако искусственная сочиненность пейзажа рождает чувство неестественности этого фрагмента природы. Под влиянием социалистических идей, популярных в кругах итальянской демократической интеллигенции кон. XIX в., художник создает произведения, рассказывающие о формирующемся рабочем движении, первых выступлениях рабочих, происходивших в его родном городе Вольпедо. Полотна Четвертое сословие (1892—1900, Милан, Галерея современного искусства) и Поток (1896, Милан, палаццо Марино) исполнены в ранней манере художника. Темные, коричнево-черные фигуры рабочих и силуэт фабрики, виднеющейся за их спинами, четко читаются на ярком красновато-оранжевом фоне. Эти работы Пеллицы да Вольпедо явились самыми значительными произведениями живописи итальянского "социального веризма", ставшей завершающим этапом в развитии национальной веристской традиции в XIX в. В нач. 1900-х художник пишет в основном пейзажи, продолжает работать в технике дивизионизма, порой сочетая ее с импрессионистическими приемами. В подобной манере написаны виды Вольпедо (Солнце, 1904, Рим, Нац. галерея современного искусства; Старая мельница в Вольпедо, 1902, частное собрание; Ткани на солнце, 1905, частное собрание). В кон. 1890-х было создано также несколько портретов (София Аббиати Коко, 1895, Тортона, Гор. банк; Нотариус Джакино, 1898, Турин, Галерея современного искусства; Автопортрет, 1899, частное собрание). Веристски пристальное внимание к изображению модели соединилось в портретах Пелиццы да Вольпедо с живописными приемами пуантилизма в написании ярких декоративных фонов.

Лит.: Арган Дж. История итальянского искусства. М., 1990. Т. 2; Lavagnino E. L’Arte moderna dai neoclassici ai contemporanei. Torino, 1956. Vol. 2; Del Guercio A. La pittura dell’Ottocento. Torino, 1982.

Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пеллицца да вольпедо
Значение слова пеллицца да вольпедо
Что означает пеллицца да вольпедо
Толкование слова пеллицца да вольпедо
Определение термина пеллицца да вольпедо
pellicca da volpedo это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины