Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - пюви де шаванн

Пюви де шаванн

, Пьер (Puvis de Chavannes, Pierre) 1824, Лион — 1898, Париж. Французский живописец. Представитель символизма, крупнейший монументалист кон. XIX в. Происходил из состоятельной семьи, получил основательное гуманитарное образование. После поездки в Италию (1847, 1848) увлекся живописью. Учился у А. Шеффера, Делакруа, Кутюра, испытал влияние Шассерио. В 1854 выполнил декоративные росписи для дома своего брата (Возвращение блудного сына и Времена года). В Салоне 1861 получил медаль второго класса за картины Война и Мир, позже к ним были добавлены Труд и Отдых (1863) и Славься, Пикардия-кормилица (1865, все — Амьен, Музей Пикардии). С этого времени Пюви де Шаванн получает многочисленные заказы на монументальные работы: для дворца Лоншан в Марселе (Массилия — греческая колония, Марсель — врата на Восток, 1869), для Дворца искусств в Лионе (Священная роща, излюбленная искусствами и музами, 1883—1886). Художник, по его словам, "стремился найти ясный пластический эквивалент для воплощения идеи", с помощью красок и форм передать понятия, мысли, эмоции, состояния души. Музы в Священной роще, словно прекрасные античные статуи, замерли в задумчивых позах на берегу озера, в водах которого отражается закатное небо. Здесь ничего не происходит, нет ни действия, ни ощущения времени — только благоговейная тишина, ибо искусство требует духовной сосредоточенности, не терпит суеты, и фигуры муз — материализованное воплощение духа творчества. Видение античности. Символ формы (ок. 1887—1890, Питсбург, Институт Карнеги) олицетворяет золотой век истории человечества, когда люди жили в согласии друг с другом и природой. Спокойные, чуть приглушенные цветовые сочетания, исполненные гармонии образы людей, величавые позы. Персонажи в композициях немногочисленны, между ними образуются обширные цезуры. Однако эти паузы не воспринимаются пустотами — они формируют особое одухотворенное пространство, пронизанное эманациями мыслей, чувств, душевных состояний. Важную роль играет ритм — замедленный, плавный, торжественный. Здесь царствует разум и нет места суетным страстям. Ощущением вечности веет от величественного, умиротворенного пейзажа. Хотя Пюви де Шаванн не писал пейзажи с натуры, он умел точно передать образ той или иной местности, создавая обобщенные, но поэтические и узнаваемые образы Нормандии, Пикардии, Бургундии. Пейзаж в произведениях мастера не просто фон, а активное пластическое и духовное пространство, играющее в воплощении художественной идеи роль подчас даже более значительную, нежели человеческие фигуры. Это идеальный образ мира, где царят добро и справедливость. Росписи не нарушают целостности архитектуры, они как бы стелются вдоль стен, не разрушая их плоскости. Современниками Пюви де Шаванн воспринимался как великий мастер, стремящийся в своем творчестве воскресить светлые идеалы античности. Произведения: Жизнь св. Женевьевы (1874—1898, Париж, Пантеон), Девушки у моря (1879, Париж, музей Орсе), Науки и искусства (1887—1889, Париж, Сорбонна), Времена года, Добродетели (обе — 1889—1893, Париж, ратуша), Музы (1893—1895, Бостон, Публичная библиотека).

Лит.: Тугендхольд Я. Пюви де Шаванн. СПб., 1911; Foucart J., d’Argencourt I. Catalogue exp. Puvis de Chavannes. Paris, 1976.

В. Стародубова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пюви де шаванн
Значение слова пюви де шаванн
Что означает пюви де шаванн
Толкование слова пюви де шаванн
Определение термина пюви де шаванн
pyuvi de shavann это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины