Энциклопедия европейского искусства - райт из дерби
Связанные словари
Райт из дерби
, Джозеф (Wright of Derby, Joseph) 1734, Дерби — 1797, Дерби. Английский живописец. Начинал как портретист. Учился у Т. Хадсона с 1751 по 1753 и в 1756—1757, вплоть до нач. 1760-х работал в стиле, близком своему наставнику. Сформировавшись в период набиравшего силу неоклассицизма, в тематической живописи часто пользовался классическими формами в трактовке человеческой фигуры, элементов антуража и в композиционных построениях. Тщательно выписывал детали, добиваясь особой гладкости фактуры, что вместе с холодноватой палитрой придавало порой почти скульптурную рельефность его персонажам (В Академии при свечах, ок. 1769, Лондон, Королевский колледж хирургов Англии). Однако его творчество не укладывается целиком в рамки неоклассицизма. Мастер обращался к необычным для этого художественного направления темам, связанным с научными открытиями своего века, а также проявлял интерес к сценам труда. Прожив почти всю жизнь в Дерби, вдали от лондонской суеты, он оказался в среде, причастной к рождению нового индустриального века и тесно связанной с научной мыслью. В известной степени продолжая традиции голландских мастеров XVII в., отдававших дань изображению научных экспериментов, художник с увлечением пишет ученых, демонстрирующих публике физические опыты. Он с большой точностью передает обстановку, сложные манипуляции ученого, интерес аудитории, тщательно выписывает лица, одежду, стремясь к достоверности деталей. Однако в целом интерес к научным открытиям окутан в картинах мастера духом таинственности, его полотна оставляют впечатление некоего алхимического сеанса. Сцены погружены в полумрак, прерываемый неровным пламенем свечи, выхватывающим из тени лица участников события (Опыт с воздушным насосом, 1768, Лондон, галерея Тейт). Мастер любил писать ночные пейзажи, освещенные луной, нередко включая их в композиции в качестве фона. С одной стороны, он с пытливостью физика изучает, как ее бледные лучи отражаются на поверхности предметов и сочетаются со светом от свечи или пылающего горна, например в картине Кузница (1772, собрание Бродлендз; 1773, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). С другой — как живописец прекрасно справляется с трудной задачей совмещения в одной композиции освещения от естественного и искусственного источника. Это рождает характерное для картин Райта тревожно-таинственное настроение. Полотна художника приобретают особое романтическое звучание, что делает его одним из ярких предшественников этого художественного направления в искусстве XIX в., хотя реалистическая трезвость, которую обнаруживают его произведения, отличает в значительной степени творчество мастера от того полета духа и фантазии, которые будут присущи зрелой романтической традиции. В 1773—1775 Райт совершил путешествие в Италию. Большое впечатление на него произвело извержение Везувия, а также сверкающая на фоне ночного неба иллюминация замка Св. Ангела в Риме. Он обращался к этим мотивам и после возвращения в Англию. Райт был в числе тех, кому князь Потемкин заказал картины, прославляющие победу русского флота при Чесме. Специально для художников в Ливорно был сожжен для наглядности корабль. В некоторых из холстов этой серии мастер приближается к героико-романтическому пафосу полотен Тернера. В произведениях Райта на исторические темы наряду с неоклассицистическими элементами сильны черты, навеянные готическим романом, в частности произведениями А. Редклиффа. На протяжении всего творческого пути художник обращался к жанру портрета. Ему больше удавались изображения интеллектуальных моделей, как, например, Брук Бутби (1781, Лондон, галерея Тейт), лежащий на фоне лесного пейзажа с томиком Руссо. В 1775 Райт переехал в Бат в надежде занять место перебравшегося в Лондон Гейнсборо. Однако завоевать интерес заказчиков из высшего света ему не удалось, и в 1777 он вернулся в Дерби. Выставлялся в Королевской академии художеств с 1778, в 1781 был избран ее ассоциированным членом, но отказался от членства. Стоящее несколько особняком в истории английской живописи творчество мастера воплотило в себе, сплавив воедино, основные тенденции художественной культуры 2-й пол. XVIII в., которые впоследствии дали начало таким направлениям в искусстве XIX в., как романтизм и реализм. Другие произведения: Статуэтка гладиатора (1765, Бовуд, Уилтшир, собрание Лендсдауна), Автопортрет (1767—1770), Лекция о солнечной системе (ок. 1763—1765), Планетарий (1766), Портрет Сары Карвер с дочерью (1769—1770, все — Дерби, Музей и художественная галерея), Иллюминация замка Св. Ангела (1774—1775, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Извержение Везувия (1774—1775, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Пещера. Вечер (1774, Нортгемптон, Массачусетс, Художественный музей Смит-колледжа), Извержение Везувия (1774, Дерби, Музей и художественная галерея), Пейзаж при свете луны (1780—1789, Брайтон, Музей и художественная галерея).
Лит.: Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964; Nicolson B., Joseph. Wright of Derby. Painter of Light. London, 1968. 2 vol.
Т. Воронина
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое райт из дерби
Значение слова райт из дерби
Что означает райт из дерби
Толкование слова райт из дерби
Определение термина райт из дерби
rayt iz derbi это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):