Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - роза

Роза

, Сальватор (Rosa, Salvator) 1615, Неаполь — 1673, Рим. Итальянский живописец, актер, музыкант и поэт. Мастер неаполитанской школы. Ученик Риберы, Ф. Франкадзана и мастера батальных сцен А. Фальконе. Работал в Неаполе (до 1635), Риме (1635—1639), где обрел известность не только как художник, но и как актер и автор сатир. Временем наиболее интенсивной творческой деятельности С. Розы были годы работы во Флоренции (1639—1649), где он возглавлял Accademia dei percossi, объединявшую ученых, музыкантов, поэтов, ставил спектакли, писал канцоны, сочинял музыку, пользовался большим успехом как живописец. В 1649 возвратился в Рим. Темпераментная, артистическая и беспокойная натура С. Розы определила характер его творчества, излюбленных им батальных сцен, марин, пейзажей с фигурами путников, разбойников, философов, античных персонажей. В его Битвах (Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Флоренция, галерея Питти) сцены сражений увидены издали, как общая панорама, в которой вспышки света и скользящие пятна глубоких теней сливают в общую пульсирующую массу набросанные открытыми мазками фигуры сражающихся, вздыбленных коней, ярко вспыхивающие боевые штандарты. Эти романтические картины сражений подчеркивают широко расстилающиеся пейзажные панорамы с древними замками, скалами, плывущими по небу огромными, как бы дымящимися, разметанными ветром облаками. Романтизированный облик природы, напоминающий о прошлых бурях и потрясениях и предвещающий новые тревоги и катаклизмы нагромождением скал, руинами замков и мостов, сломанными деревьями, острыми очертаниями прибрежных скал, борьбой теней и пятен света, становится главным мотивом его многочисленных марин (Морской пейзаж с разбойниками, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Морской пейзаж, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Морской пейзаж, Порт, обе — Флоренция, галерея Питти), пейзажей с сюжетными сценами (Лесной пейзаж с философами, Дрезден, Картинная галерея; Разрушенный мост, Пейзаж со скалой в виде арки, Пейзаж со сломанным деревом, все — Флоренция, галерея Питти) и крупнофигурных сюжетных сцен с пейзажным фоном (Одиссей и Навсикая, Демокрит и Протагор, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Работы С. Розы оказали значительное влияние на творческое становление Маньяско.

Лит.: Ozzola Z. Vita e opere di S. Rosa. Strassberg, 1908; Cattaneo J. Salvator Rosa. Milano, 1929.

И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое роза
Значение слова роза
Что означает роза
Толкование слова роза
Определение термина роза
roza это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины