, Лука (Signorelli, Luca) Ок. 1450,
Кортона — 1523, Кортона. Итальянский живописец. Работал в Кортоне и других городах Тосканы, Риме, Перудже, Флоренции, Орвието, получал заказы от правителя Флоренции Лоренцо Медичи. Ученик Пьеро делла Франческа. Возможно, сотрудничал с
Перуджино. В творческом становлении
Синьорелли большую роль сыграли тесные контакты с искусством и культурой Флоренции последней трети XV в., знакомство с работами
Поллайоло, Вероккио и других флорентийцев.
Синьорелли — одна из самых ярких фигур переходного периода, пережитого искусством Италии на рубеже XV—XVI вв., времени завершения Раннего и становления Высокого Возрождения. Тесно связанный с художественной культурой и традициями XV в.,
Синьорелли расширил рамки этих традиций, обратившись к новым художественным проблемам, вскоре получившим более полное и совершенное воплощение у художников Высокого Возрождения. Уже в нач. 1480-х, наряду с данью повествовательным традициям Раннего Возрождения, определившим характер фрески Завещание и смерть Моисея (1482) в Сикстинской
капелле, в работах
Синьорелли появляется энергичная собранность композиций, драматическое начало, интерес к разнообразию и экспрессии поз и движений. С кон. 1480-х усиливается его внимание к пластике обнаженного тела. Предвосхищая
Микеланджело, он вводит этот мотив в композицию Мадонна с Младенцем (ок. 1490, Флоренция, галерея Уффици), изображая на фоне фигуры обнаженных юношей, повторенные в Мужском портрете (1490-е, Берлин, Гос. музеи). Кульминацией творчества
Синьорелли является фресковый цикл Деяния Антихриста и Страшный Суд (1499—1502/1503, Орвието, собор, капелла Мадонна ди Сан Брицио), включающий шесть больших, полных драматического пафоса композиций. Сцены ада и рая, плотно заполненные сильными, резко и твердо, со скульптурной жесткостью вылепленными обнаженными телами, патетика и богатейшая гамма движений и сложных ракурсов, предвосхищающих пластический язык Микеланджело, оказали непосредственное влияние на творчество последнего. Серия больших алтарных композиций Синьорелли, созданных после фресок в Орвието на протяжении 1500— 1510-х, отмечена нарастающей творческой усталостью.
Основные произведения Синьорелли: росписи сакристии делла Кура (совместно с другими живописцами; ок. 1480, Лорето, базилика Санта Каза), Бичевание (ок. 1480, Милан, галерея Брера), Мадонна со святыми, алтарь (1484, Перуджа, Музей собора), Школа Пана (ок. 1488, погибла во время Второй мировой войны), Св. Семейство (1490-е, Флоренция, галерея Уффици), Мадонна со святыми, алтарь (1490-е, Вольтерра, Гор. галерея), История св. Бенедикта, фресковый цикл (1497, Монтеоливето Маджоре, аббатство), Оплакивание Христа, алтарная картина (1502, Кортона, церковный музей), Распятие с Марией Магдалиной, алтарная картина (1500-е), Мадонна со святыми, алтарная картина (1500-е, обе — Флоренция, галерея Уффици), Причащение апостолов (1512, Кортона, церковный музей).
Лит.: Dussler L. Luca Signorelli. Berlin; Leipzig, 1927; Salini M. Luca Signorelli. Novara, 1953; Lenzi Moriondo M. Signorelli. Ferenze, 1966.
И. Смирнова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006