Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - стейнлен

Стейнлен

, Теофиль Александр (Steinlen, Theophile Alexandre) 1859, Лозанна — 1923, Париж. Французский график и живописец. Родился в Лозанне, в семье с давними художественными традициями: дед — художник-пейзажист, отец — преподаватель рисования. Учителем Теофиля был художник Ж. Ренар. С 1877 работает в Мюлузе (Эльзас) на ткацкой фабрике своего дяди, рисуя орнаменты для тканей. В 1882 приезжает в Париж, поселяется на Монмартре, где будет жить до конца своих дней. Первые годы проходят в нужде и постоянных поисках заработка. Постепенно Стейнлен приобретает известность как блестящий рисовальщик, сотрудничает в газете Черный кот. Изображения кошек в различных комических ситуациях часто исполнены подтекста, понятного современникам. Выполняет афиши, рекламы, декоративные панно для кабачка "Черный кот" (Кошачий апофеоз, 1889). Иллюстрирует сборники песен На улице знаменитого Аристида Брюана, одного из создателей парижской уличной песни. "Стейнлен с Аристидом Брюаном воспели улицу, где каждый волен свистеть и подыхать с голоду", — писал современник (Вилет): Попадешь ты, конечно, к Макару, я же, наверное, в морг (1890, к Макару — на живодерню. — В. С.); В Бириби (1890, о тяготах службы солдат в Африке). В 1885—1892 А. Брюан издавал газету Мирлитон, где публиковались его новые песни. Страницы с нотами оформлял Стейнлен. Персонажами песен были бродяги, нищие, уличные певцы, солдаты и т. д. Рисунки Стейнлена полны сочувствия к людям, они человечны, искренни, естественны, поскольку наброски делались порой прямо на улице. Для еженедельника Иллюстрированный Жиль Блаз, где публиковались стихи и рассказы Золя, Мопассана, Жюля Ренара и других, художник выполнил ок. 400 рисунков (1891—1900), Зима (1892). В левом журнале Шамбор сосиалист (1893—1895) Стейнлен опубликовал Преступление в Па-Де-Кале (1893), У мусорного ящика (1894) и другие произведения, направленные против социальной несправедливости. Мастер обладал острым глазом, его рисунок точен, силуэты выразительны; выхваченные из потока жизни, его зарисовки передают дух времени, атмосферу парижской улицы: Улица (плакат издательства Ш. Верно, 1896), рисуя Прачек (1898) с тяжелыми корзинами белья или Рассыльную под дождем, художник подчеркивает, что даже выполняя нелегкую работу, парижанка подтянута, изящна и независима. Для газеты Ле Фей выполнено одно из самых социально значимых произведений Стейнлена — Забастовка (1898). Выселение из квартиры (1900-е), плакат для газеты Квартиросъемщик, передает трагизм и безысходность ситуации, чувства безнадежности и беззащитности людей, выбрасываемых на улицу. Работы Стейнлена должны были вызывать у зрителя не только сочувствие и сострадание к обездоленным, но и протест. "Мир развивается не так, как следовало бы", — считал художник. Этими мыслями вдохновлена литография Освободительница (1903), в которой воплощен символический образ Франции, призывающий к борьбе за свободу, ведущую за собой восставший народ. В 1900-е мастер обращается к книжной иллюстрации. Он создает серию гравюр на дереве к рассказу Анатоля Франса Дело Кренкебиля. Иллюстрации были высоко оценены автором: "Стейнлен, — писал Анатоль Франс, — в серии превосходных рисунков сумел поднять до высокого трагизма образ моего бедного уличного продавца". У писателя с художником установились дружеские отношения. Стейнлен сделал прекрасный портрет Франса (1902, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), писатель посвятил творчеству художника ряд глубоких статей. Первая мировая война нашла отражение в работах, рассказывающих о бедствиях, которые несет человечеству война (Беженцы; Трое раненых, обе — 1916). В последние годы жизни мастер все чаще обращается к живописи, пишет меланхолические пейзажи, натюрморты и т. д. Искусство Стейнлена говорило правду о времени и людях. Ему была понятна и близка жизнь его современников: "Их жизнь — его жизнь, их радости — его радости, их горе — его горе… Он познал их простоту и величие. И поэтому произведения Стейнлена эпичны" (Анатоль Франс).

Лит.: Жарова Н. Стейнлен. 1859—1923. М.; Л., 1938; Калитина Н. Стейнлен. М., 1959; Стейнлен: Альбом / Сост. и авт. вступ. ст. В. Турова. М., 1960; F. Viatte. Cat. exp. Dessins de Steinlen. Paris, 1968.

В. Стародубова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое стейнлен
Значение слова стейнлен
Что означает стейнлен
Толкование слова стейнлен
Определение термина стейнлен
steynlen это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины