Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - тревизани

Тревизани

, Франческо (Trevisani, Francesco) 1656, Каподистрия — 1746, Рим. Итальянский живописец. Родился в области Венето, селении Каподистрия (теперь на территории Словении), учился у А. Дзанки, мастера академического направления "тенебрози", возможно, также у Й. Хайнца, художника-ведутиста из Истрии. Работы Тревизани юношеского периода неизвестны. С 1678 работал в Риме, где ему оказал покровительство кардинал Флавио Киджи (ум. в 1693), а затем его главным патроном стал кардинал Пьетро Оттобони (1667 — 1740), венецианец, племянник папы Александра VIII; мастерская Тревизани находилась в его римском палаццо Канчеллерия. Влияние раннего классицизма Маратти, законодателя "римской манеры", сказалось в трех алтарных картинах Тревизани, исполненных по заказу Ф. Киджи (1680—1693, одна из них — Сиена, капелла Киджи в соборе). Серия алтарных картин и фресковых росписей, исполненных по заказу П. Оттобони (1690-е, Рим, церковь Сан Сильвестро), выдвинула Тревизани в число ведущих мастеров Рима. В куполе капеллы церкви Сан Сильвестро Тревизани написал фреску Триумф Св. Креста, соединив в ней классицистическую грацию, почерпнутую у Маратти и "мараттесков", завоевания мастеров болонской школы (ценившиеся в этот период в римской школе) и традиции венецианской живописи мастеров "tenebrosi". Благодаря покровительству Оттобони Ф. Тревизани получал заказы от знатных заказчиков на небольшие полотна мифологического содержания, создавал картины для алтарей и капелл. Для принца-архиепископа П. Ф. фон Шенборн художник выполнил композиции в духе "галантных сцен" Ф. Буше и Ш. Натуара с привнесением венецианской грации цвета — Аполлон и Дафна, Похищение Прозерпины, Луна и Эндимион (Поммерсфельден, дворец); для принца Иоанна V Португальского — Мадонна с Младенцем и св. Антонием Падуанским, для королевского двора в Турине — Непорочное зачатие, для короля Испании — Семейство Дария перед Александром Великим; известно, что Тревизани исполнял заказы для двора Стюартов в Англии. Вслед за этими работами последовал ответственный заказ папской курии: после смерти Дж. Б. Гаулли (1709) ему было поручено исполнение картона для мозаики в капелле Крещения собора Св. Петра и 12 полотен на сюжеты из Ветхого Завета, образ пророка Баруха для базилики Сан Джованни ин Латерано. В этих работах и алтарных композициях, посвященных Антонию Падуанскому (Видение св. Антония Падуанского, ок. 1722—1723, Рим, церковь Стимате ди Сан Франческо) и св. Лючии (1715, Рим, собор в Нарни, капелла Св. Лючии), он следовал римской традиции, подражая Рафаэлю, Карраччи и их последователям — К. Маратти и А. Сакки, венецианской колористической манере, сочетая их с приемами сильной светотени, присущей произведениям Ф. Солимены. С 1712 Ф. Тревизани — член Академии Аркадия, принимал участие в заседаниях пастушков (среди них были кардинал Климент XI Альбани, К. Маратти, Фаустина Маратти-Дзаппи — дочь художника, кардинал П. Оттобони, композитор А. Корелли, историк Дж. М. Крешимбени) Аркадии на Капитолийском холме, где читались под музыкальное сопровождение их подражания Горацию. В духе аркадийского классицизма исполнены небольшие полотна Ф. Тревизани для П. Оттобони — Отдых на пути в Египет (Дрезден, Картинная галерея), для маркиза Н. Паллавичини — Иосиф, проданный в рабство (ок. 1710, Мельбурн, Нац. галерея Виктории), Сон св. Иосифа (1690, Флоренция, галерея Уффици), Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (1708, Дрезден, Картинная галерея). Большую роль в них играет пейзаж, исполненный в манере болонцев; пастельные тона голубого, розового, оливково-зеленого сплавлены в единую мягкую колористическую гамму, образы героев наивны и непосредственны. Заказчикам нравились натурализм и оттенок сентиментальности, которые художник вносил в изображения евангельских персонажей (Мертвый Христос с ангелами, 1705—1710, Вена, Музей истории искусства; повторение меньшего формата — Нью-Йорк, музей Метрополитен), мягкие тона венецианской палитры. С восхищением отзывались о работах Тревизани путешественники, особенно французы (Ш. де Бросс), ценившие рокайльную грацию его работ. В картине Софрония, Олиндо и волшебница Клоринда (ок. 1690, Лондон, частное собрание) художник обратился к популярному в нач. XVIII в. в живописи и музыке сюжету из поэмы Освобожденный Иерусалим Тассо. Молодых влюбленных, приговоренных к смерти королем сарацинов, спасает волшебница Клоринда. Поэма Тассо о крестовом походе против язычников-сарацинов и победе идей христианства обретает характер итальянской сказки-фьябы, в которую Тревизани привносит дух венецианской пасторали, приноравливая его к вкусам рококо. Большую известность Тревизани снискал и как портретист. Одна из лучших его работ — Портрет кардинала Пьетро Оттобони (ок. 1700—1710, Бернард-Кастл, Музей Боуэса). Полотно написано в традиции парадного портрета. Оттобони изображен в кабинете в кардинальском одеянии — красной накидке и шапочке, с книгой в руке. На кресле — эмблема его знатного рода, на столе — древнегреческие и латинские манускрипты из его личной коллекции. Тревизани стремился подчеркнуть широкую эрудицию этого человека эпохи Просвещения: он был членом Академии Аркадия, а также увлекался астрономией и физикой, в его доме жил известный ученый Ф. Бьянкини, последователь идей Ньютона. Запоминающийся образ создан художником и в полотне Аббат Феличе Рамелли (ок. 1715—1720, Лондон, частное собрание). Джованни Феличе Рамелли (1666 — 1741) был аббатом монастыря Санта Мария Нуова в Асти, художником исторического жанра, занимался портретной миниатюрой (у него брала уроки Р. Каррьера). Он был одаренным человеком: путешествовал по Северной Италии, изучая живопись болонцев, стал членом Академии Климентина в Болонье, приехав в 1710 в Рим, являлся (до 1717) хранителем кодексов в библиотеке Ватикана, работал для Климента XI, короля Пьемонта Витторио-Амадео II, монархов Королевства обеих Сицилий, исполняя копии известных произведений и миниатюры. На портрете Тревизани он изображен с маленькой копией, прислоненной к стенке. Король Пьемонта очень дорожил его произведениями. Работы аббата Рамелли хранятся и в Картинной галерее Дрездена. Строгое сочетание белого и черного цветов, доминирующих в портрете, усиливают ощущение внутренней духовной значительности образа. Одним из первых среди итальянских мастеров (наряду с П. Батони) Ф. Тревизани стал изображать портретируемых на фоне известных памятников Рима. На полотне Портрет сэра Эдвардса Гасконского (Лидс, Картинная галерея) английский аристократ запечатлен на фоне руин Колизея. Подобные портреты пользовались большим спросом. Тревизани оказал влияние на многих мастеров, в том числе и французов К. Ванлоо, Лемуана и др.

Лит.: De Rinaldis A. L’arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949; Waterhaus E. K. Painting in Rome in the Eighteenth Century. The Art Institute of Chicago. Museum Studies. Vol. 6. London, 1971.

Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тревизани
Значение слова тревизани
Что означает тревизани
Толкование слова тревизани
Определение термина тревизани
trevizani это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины