Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - яньес де альмедина

Яньес де альмедина

, Фернандо (Janez de Almedina, Fernando) Испанский живописец. Точные даты жизни неизвестны, творческая активность относится к 1505—1537. Родился в Альмедине, близ города Сьюдад-Реаль, в Кастилии. Учился в Италии. Работал во Флоренции, Валенсии, с 1526 в Куэнке. Первый представитель ренессансного итальянизирующего направления, которое сложилось на почве Валенсии, возглавлявшей процесс приобщения испанской живописи к итальянскому Высокому Возрождению. Всесторонняя и конкретная характеристика искусства Яньеса затруднена необычным обстоятельством его творческой деятельности, связанным с тесным содружеством с другим испанским живописцем — Фернандо Льяносом. Оба почти ровесники, происходили из Ламанчи, прошли итальянскую выучку, имели общие заказы, мастерскую, даже имена, работали в одном стиле. Большинство произведений приписывается им обоим, строгая идентификация вызывает немало предположений и разногласий. Однако несомненно то, что в этом содружестве именно Яньес де Альмедина был лидером, он превосходил Льяноса, в своей основе старательного и грубоватого провинциала, одаренностью, живописной культурой, более глубокой художественной восприимчивостью. 1506 — дата возвращения обоих мастеров из Италии в Валенсию. До этого времени они жили во Флоренции, и Яньес, известный под именем Фернандо-испанца, был помощником Леонардо да Винчи в работе над Битвой при Ангиари. Оттеснившее все остальные заимствования подражание Леонардо в произведениях испанцев проявлялось то в непосредственных формах (Святое Семейство работы Яньеса в Прадо), то приобретало более самостоятельный характер. Решающим событием в развитии итальянизирующего направления в испанской живописи стало создание в 1507—1509 Яньесом и Льяносом 12 картин для огромных закрывающихся створок главного алтаря в соборе Валенсии. В эффектной и необычной для Испании композиции алтаря написанные маслом прямоугольные панно, посвященные Страстям Христа и жизни Девы Марии, играют главную тектоническую и декоративную роль. Каждая из картин крепко построена, выдвинутые на передний план коренастые фигуры монументализированы, вписаны в окружающее пространство, где больше внимания уделено изображению пейзажных и архитектурных ренессансных фонов. Живописцы уверенно владеют рисунком, перспективой, моделировкой объемов и соотношением цветов. И все же нельзя не видеть здесь существенных недостатков. В картинах алтаря есть что-то вымученное, скованное. Фигурам тесно в сжатом пространстве, второстепенное подчас вытесняет главное, персонажи однотипны и не всегда выразительны. Неизвестно, когда распалось творческое содружество живописцев. Возможно, что между 1515 и 1523 Яньес вновь посетил Италию и испытал влияние маньеризма. В заказах для собора в Куэнке он, несомненно, использовал помощь мастерской. Во многом неясном наследии Яньеса следует выделить 2 картины, вероятно, нач. 1520-х, в которых господствуют столь редкие и в испанском искусстве того времени образы гармонически прекрасного склада: маленькое Благовещение (Валенсия, Коллегия дель Патриарка) и огромную композицию в Прадо Св. Екатерина (темпера на дереве). Приобретение в 1946 мадридским музеем этой картины позволило во многом по-новому оценить Яньеса как мастера, в совершенстве владеющего законами композиции, тональным золотистым колоритом и высокой образностью ренессансного идеала.

Лит.: Taranco F. M. Janez de Almedina. Valencia, 1954.

Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое яньес де альмедина
Значение слова яньес де альмедина
Что означает яньес де альмедина
Толкование слова яньес де альмедина
Определение термина яньес де альмедина
yanes de almedina это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины