Большая Советская энциклопедия - абеляр пьер
Связанные словари
Абеляр пьер
В споре о природе универсалий А. развил учение, названное позже концептуализмом: общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова и представляют собой мысленное содержание, относимое ко множеству отдельных вещей на основании имеющегося сходства или совпадения между ними. В этике А. перенёс акцент с поступка на намерение и критерием нравственности считал согласие с совестью. Разработка А. схоластической «диалектики», заключавшейся в выявлении противоположных аргументов (соч. «Да и нет» ‒ «Sic et non»), сделала его одним из крупнейших представителей схоластического метода (см. Схоластика). Рационалистическая направленность теологии А. («понимаю, чтобы верить») вызвала протест представителей ортодоксальной мистики (Бернар Клервоский);учение А. было осуждено Суассонским (1121) и Сансским (1140) соборами, а также папой Иннокентием II.
Психологической глубиной отличаются латинские любовные стихи А., его автобиография «История моих бедствий» (1132‒36, изд. 1616, русский перевод 1902, 1959) и переписка А. и Элоизы (1132‒35), которая была переведена уже в 12 в. с латинского языка на французский и вдохновляла многих писателей.
Соч.: Opera omnia, P., 1855; Philosophische Schriften, H. 1‒4, Münster, 1919-33.
Лит.: Федотов Г. П., Абеляр, П., 1924; Сидорова Н. А., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953; Remusat Ch., Abelard, v. 1-2, P., 1845; Ottaviano C., Pietro Abelardo, [Roma, 1930].
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978