Андреев Николай Андреевич [14(26).10.1873,
Москва, ‒ 24.12.1932, там же],
советский скульптор и
график, заслуженный деятель искусств
РСФСР (1931). Учился в Москве в Строгановском
училище (1885‒91) и училище живописи, ваяния и зодчества (1892‒1901) у
С.
М. Волнухина В ранних работах испытал влияние искусства передвижников («Жница с ребёнком»,
гипс, 1899, Третьяковская
галерея и Киевский музей русского искусства), в последующих произведениях (портрет
Л.
Н. Толстого,
бронза, 1905, Третьяковская галерея) в поисках новой пластической выразительности обращался к приёмам импрессионизма. В памятнике Н.
В. Гоголю в Москве (бронза,
гранит, 1904‒09), отличающемся выразительностью силуэта и живописной свободой композиции, создал глубоко индивидуальный, проникнутый трагизмом
образ писателя. В первые годы Советской власти участвовал в осуществлении плана «монументальной пропаганды». В статуе
Свободы (сохранилась
голова, 1918‒19,
бетон, Третьяковская галерея), памятниках
А.
И. Герцену и Н.
П. Огареву (цемент с гранитной крошкой, 1918‒22), памятнике А. Н. Островскому (бронза, гранит, 1924‒29; все ‒ в Москве) добился монументальности и простоты форм. Крупным вкладом А. в историю советского искусства явилась
серия скульптурных (около 100) и графических портретов В. И. Ленина ‒
т. н. «Лениниана» (1919‒32,
Центральный музей В. И. Ленина и Третьяковская галерея). Возникшая на основе многочисленных этюдов с натуры, выполненных непосредственно в кабинете Владимира Ильича,
она воссоздаёт целостный, живой и многогранный, проникнутый глубокой человечностью облик вождя. Серии присущи
точность реалистических наблюдений, глубина раскрытия многообразных психологических состояний, ясность и лаконизм пластических средств. Итогом серии явился исполненный внутренней собранности и героической целеустремлённости образ В. И. Ленина в статуе «Ленин-вождь» (гипс, 1931‒32, окончена В. А. Андреевым).
С 1913 А. работал также как театральный художник, оформил ряд спектаклей Московского Художественного театра. Выполненные им графические портреты Ф. Э. Дзержинского, М. Горького, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и др. занимают существенное место в истории советской портретной графики. Творчество А. сыграло важную роль в становлении искусства социалистического реализма. совместно с А. в 1919‒28 работал его брат Вячеслав Андреевич А. (1890‒1945), известный как автор статуи «Рабочий со звездой» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).
Лит.: Бакушинский А. В., Н. А. Андреев. 1873‒1932, М., 1939; Николай Андреевич Андреев. Выставка произведений, М., 1958: Трифонова Л. П., [Вступит. статья], в кн.: Лениниана. Скульптор Н. А. Андреев. [Альбом], [Л., 1961].
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978