Большая Советская энциклопедия - блох
Связанные словари
Блох
I
(Bloch)
Конрад Эмиль (р.21.1.1912, Нейсе), американский биохимик, по национальности немец. Окончил Высшую техническую школу в Мюнхене. После прихода к власти Гитлера переехал в Швейцарию, затем в США (1936). Работал в Колумбийском (с 1938), затем в Чикагском (1946—54) университетах; с 1954 профессор Гарвардского университета. Основные труды по изотопному анализу клеточного метаболизма, проблемам биосинтеза, изучению химического строения стероидов (См. Стероиды), порфиринов (См. Порфирины), ферментов (См. Ферменты). Б. с сотрудниками показал, что биосинтез холестерина состоит из 36 ступеней, и исследовал его промежуточные продукты (сквален и др.). Нобелевская премия по медицине и физиологии (1964) совместно с Ф. Линеном за исследование биосинтеза холестерина и жирных кислот.
II
(Bloch)
Феликс (р. 23.10.1905, Цюрих), американский физик, член Национальной академии наук США (1948). Учился в Высшей технической школе в Цюрихе и Лейпцигском университете. С 1934 занимает кафедру теоретической физики в Станфордском университете (Калифорния). В 1942—45 работал в лаборатории Лос-Аламос. Б. — основоположник современных методов физики твёрдого тела. Заложил основы квантовой теории кристаллов (зонной теории (См. Зонная теория)), низкотемпературного Ферромагнетизма. Разработал основы теории и осуществил первые эксперименты по исследованию ядерного магнитного резонанса (Нобелевская премия, 1952). Впервые ввёл понятие спиновых волн.
Соч.: Quantenmechanik der Elektronen in Kristallgittern, «Zeitschrift für Physik», 1928, Bd 52, № 7; в рус. пер. — Молекулярная теория магнетизма, Л.— М., 1936.
III
(Bloch)
Эрнест (24.7.1880, Женева, — 16.7.1959, Портленд, штат Орегон), швейцарский и американский композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Среди его учителей — Э. Жак-Далькроз и Э. Изаи. Профессор Женевской консерватории (1911—15). Выступал как симфонический дирижёр в Швейцарии (1909—10) и США (с собственными сочинениями). В 1917 поселился в США. Директор Кливлендского музыкального института (1920—25), профессор и директор консерватории в Сан-Франциско (1925—30). В 1930—38 жил в Европе. Как композитор работал во многих жанрах: опера («Макбет», пост. 1910, «Опера комик», Париж), 2 симфонии, симфонические поэмы и сюиты; рапсодии; концерты (в т. ч. для скрипки с оркестром); произведения для струнного оркестра, камерных ансамблей и для различных инструментов, вокальные сочинения, главным образом, культовые. В наиболее значительных произведениях Б., отмеченных яркой мелодикой и богатством ритмов, мастерски претворены в современном звучании типические черты древнего и современного еврейского мелоса (симфония с пением «Израиль», рапсодия «Шеломо» для виолончели с оркестром, Священная служба для баритона, хора и оркестра и др.). Б. автор статей, в том числе «Человек и музыка» (1933).
Лит.: Tibaldi-Chiesa М., Ernest Bloch, Torino, 1933 (имеется библ.).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978