Большая Советская энциклопедия - пост
Связанные словари
Пост
I
(Post)
Эмиль Леон (11.2.1897, Августов, Польша, — 21.4,1954, Нью-Йорк), американский математик и логик. Читал лекции по математике и логике в Колумбийском, Нью-Иоркском и др. университетах США. Им получен ряд фундаментальных результатов в математической логике (См. Логика); одно из наиболее употребительных определений понятий непротиворечивости (См. Непротиворечивость) и полноты формальных систем (исчислений (См. Исчисление)); доказательства функциональной полноты (См. Полнота) и дедуктивной полноты (в широком и узком смысле) исчисления высказываний; изучение систем многозначной логики (См. Многозначная логика) с более чем 3 значениями истинности; одно из первых (независимое от А. М. Тьюринга) определении понятия Алгоритма в терминах «абстрактной вычислительной машины» и формулировка основного тезиса теории алгоритмов о возможности описать любой конкретный алгоритм посредством этого определения; результаты о выразимости общерекурсивных функций и предикатов через примитивно рекурсивные, в частности т. н. теорема о нормальной форме; первые (одновременно с А. А. Марковым) доказательства алгоритмической неразрешимости ряда проблем математической логики и алгебры и др.
Лит.: Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957 (имеется лит.).
II
(франц. poste, от лат. positus — поставленный)
(военный), 1) военный объект, охраняемый и обороняемый часовым, а также место или участок местности, на котором часовой выполняет свои обязанности. В Советских Вооруженных Силах объекты, порядок организации и несения службы по их охране и обороне определяются Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР. К этим объектам относятся: знамена частей и соединений, склады с боеприпасами, взрывчатыми веществами, вооружением, парки с боевой техникой и т.д.
2) Солдат или небольшое воинское подразделение, выполняющие специальные задачи, например П. противовоздушной обороны, П. воздушной связи, сторожевой П. и др.
III
установленный некоторыми религиями запрет на определённый срок приёма всякой пищи или отдельных её видов (особенно мяса, рыбы, молочных продуктов). Происхождение П. связано с некоторыми культовыми ограничениями в древнейших классовых обществах; истоки этого обычая уходят в глубокую древность, к тем временам, когда недостаток продуктов питания требовал от людей самоограничения в еде, что получило форму узаконенных обычаями запретов — Табу. В современных религиях П. обосновывается учением о примате духа над плотью. В христианстве, исламе, иудаизме П. служит одним из средств усиления религиозности верующих. В православии установлены 4 многодневных П. — великий (7-недельный), петров (от 1 до 5 недель в зависимости от того, когда отмечается пасха), успенский (2-недельный), рождественский (6-недельный); кроме того, имеются однодневные посты по средам и пятницам каждой недели и в некоторые др. дни (например, в крещенский сочельник, в день праздника воздвижения (См. Воздвижение)). Во время П. исключается мясная и молочная пища. Всего православная церковь санкционирует около 200 постных дней в году. В католицизме нет многодневных П.; соблюдаются П.: в среду 1-й недели великого П., в страстную пятницу, в канун успения и рождества. Протестантизм (исключая англиканскую церковь) обязательных П. не знает. В исламе главный пост — Ураза, во время которого ежедневно от восхода до заката солнца на протяжении всего месяца рамазана запрещены еда, питье, курение и др. Существуют также индивидуальные П. — по обету и «выкупы» за нарушение верующим предписаний Корана и Шариата. В иудаизме имеются П. общественные (установленные в знак траура, в дни покаяния, в память различных событий в истории народа) и индивидуальные (по обету). В современных условиях, когда ради укрепления подорванных позиции религии различные церкви встали на путь модернизации догматики, культа, наметился более гибкий подход и к П., выражающийся в менее строгом требовании его соблюдения.
А. В. Белов, Л. И. Климович, М. С. Беленький.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978