Большая Советская энциклопедия - брехт бертольт
Связанные словари
Брехт бертольт
После нацистского переворота (1933) Б. эмигрировал; в 1933—47 жил в Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, США, где участвовал в общественной жизни эмиграции. Поэзию Б. этих лет отличает боевая пропагандистская целеустремлённость (сборник «Песни, стихи, хоры», 1934, «Сведенборгские стихи», 1939). Песни Б. («Марш единого фронта», «Песня о солидарности» и др.), музыка к которым написана Х. Эйслером, приобрели особую популярность в исполнении Э. Буша «Трёхгрошовый роман» (1934), статья «Пять трудностей пишущего правду» (1934) — первые значительные произведения Б.— прозаика и публициста. В эмиграции он создал цикл реалистических сцен «Страх и отчаяние в Третьей империи» (1935—38), героическую драму «Винтовки Тересы Каррар» (1937). Творческие принципы Б., стремившегося создать театр, «пробуждающий у зрителей самостоятельное критическое революционноемышление», воплотились в драмах-притчах «Добрый человек из Сезуана» (1938—40), «Карьера Артуро Уи» (1941, пост. 1959), «Кавказский меловой круг» (1944), в исторических драмах «Мамаша Кураж и её дети» (1939, изд. 1941), «Жизнь Галилея» (1938—39), «Дни Коммуны» (1947) и в народных комедиях «Господин Пунтилла и его слуга Матти» (1940) и «Швейк во второй мировой войне» (1944).
Вернувшись на родину (1948), Б. вместе с женой — актрисой Е. Вейгель организовал в столице ГДР театр «Берлинер ансамбль». Б. был избран в «Академию искусств» (1950). Влияние и слава литературного творчества и театра Б. распространились далеко за пределы ГДР. Пьесы Б. ставятся во многих театрах Советского Союза. В 1954 спектакль театра «Берлинер ансамбль» «Мамаша Кураж» получил 1-ю премию на Международного театральном фестивале в Париже. Ученики Б. плодотворно развивают его художественныйопыт и эстетические теории. Теоретические взгляды Б. изложены в статьях «Народность и реализм» (1938), «Малый органон для театра» (1949) и др. Б. удостоен Национальной премии ГДР (1949), Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1954).
Соч.: Stücke, Bd 1—14, В.— Weimar, 1967—69 (изд. продолжается); Schriften zur Politik und Gesellschaft, Bd 1—2, В.—Weimar, 1968; Schriften zum Theater, [Fr./M., 1968]; Über Theater, [2 Aufl.], Lpz., [1969]; в рус. пер. — Стихи. Романы. Новеллы. Публицистика, М., 1956; Театр. [Пьесы, Статьи], т. 1—5, М., 1963-65.
Лит.: Зингерман Б., О театре Брехта, в его кн.: Жан Вилар и другие, М., 1964; Клюев В. Г., Б. Брехт — новатор театра, М., 1961; его же, Театрально-эстетические взгляды Брехта, М., 1966; Райх Б. Ф.,, Брехт, М., 1960; Фрадкин И. М., Б. Брехт. Путь и метод, М., 1965: Копелев Л., Брехт, М., 1965; Grimm R., В. Brecht, 2 Aufl., Stuttg., 1963; Willett J.. Das Theater B. Brechts, Reinbek bei Hamb.,1964;Schumacher Е., B. Brechts «Leben des Galilei» und andere Stücke, B., 1965; Rülicke-Weiler K., Die Dramaturgie Brechts, B., 1966; Б. Брехт. Биобиблиографический указатель, М., 1969.
Л. 3. Копелев.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978