Большая Советская энциклопедия - церковная музыка
Связанные словари
Церковная музыка
музыка, звучащая во время церковного (христианского) богослужения. Разновидность религиозной (духовной) музыки, с древнейших времён известной у всех народов мира; последняя включает и произведения, исполняемые вне церкви — в быту, в концертах. Эмоциональное воздействие музыкального искусства использовалось церковью для привлечения людей в храмы, для насаждения религиозных идей и представлений. В каждой церкви — православной, католической, протестантской и др. — сложились свои принципы музыкального оформления богослужения; существенные различия обнаруживает и Ц. м. различных местных ветвей одной и той же церкви (например, русской, болгарской, сербской, грузинской, греческой и др. православных церквей).
Католическая Ц. м. основывается на григорианском хорале (См. Григорианский хорал). Все католические песнопения исполняются на латинском языке (лишь в 60-х гг. 20 в. было допущено пение в церкви и на родных языках); они многоголосны и поются А капелла или в сопровождении органа, оркестра. Важнейшие формы католической Ц. м. — Месса, Реквием, Мотет, Псалмы, магнификат, Тедеум, Стабат матер.
Основная форма лютеранской Ц. м. — Протестантский хорал, который поётся и церковным хором, и самими верующими на родном языке в сопровождении органа и др. музыкальных инструментов. Наиболее распространены формы лютеранской Ц. м.: «Страсти», духовная Оратория, церковная Кантата, мотет, псалм, духовная песня.
Главный вид древнерусской Ц. м. — Знаменный распев (см. также Глас, Осмогласие, Строчное пение, Демественное пение, Крюки). Пение вначале было одноголосным, с 16 в. становится многоголосным (см. Партесное пение). Песнопения исполняются на церковнославянском языке без инструментального сопровождения во время обедни (литургии (См. Литургия)), всенощной, венчания, молебна, панихиды и др. Праздничная литургия иногда завершается духовным концертом.
В течение длительного времени Ц. м. у многих народов была единственным видом профессиональной музыки; она развивалась, испытывая постоянное влияние народной музыки, а впоследствии и светской. Так, уже в 15—16 вв. во многих католических духовных сочинениях Я. Обрехта, Г. Дюфаи, Жоскена Депре и др. композиторов использовались напевы бытовых народных песен. В жанрах Ц. м. были созданы величайшие творения — «Страсти по Матфею» и месса си минор И. С. Баха, реквием Моцарта, «Торжественная месса» Бетховена и др.
Лит.: Разумовский Д., Церковное пение в России, в. 1—3, М., 1867—69; Розеншильд К., Музыкальное искусство и религия, М., 1964; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Weinmann К., Geschichte der Kirchenmusik,.., Münch., 1925; DougIas W., Church music in history and practice, L., 1963.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978